Виды бюджетов и их назначение
Таким образом, генеральный бюджет организации состоит из частных бюджетов разного функционального назначения в кругообороте средств и их места в иерархической структуре организации. Поэтому на разных иерархических уровнях (на железнодорожном транспорте на уровне линейных предприятий, отделений дорог, железных дорог и ОАО «РЖД») могут формироваться одинаковые бюджеты функционального назначения. При этом функциональный бюджет вышестоящего иерархического уровня объединяет частные бюджеты такого же функционального назначения входящих в него ниже стоящих подразделений. Например, бюджет затрат на железнодорожном транспорте разрабатывается на уровне структурных единиц, отделений дорог, железных дорог и ОАО «РЖД». При этом бюджет затрат отделений дорог объединяет бюджеты затрат входящих в них линейных предприятий, бюджет затрат на уровне железных дорог разрабатывается на основе бюджетов составляющих их отделений, бюджет затрат на уровне ОАО «РЖД» объединяет бюджеты затрат железных дорог и функциональных филиалов.
Охватывая процесс оборота средств предприятия, все бюджеты связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.
Разработку системы бюджетирования начинают с операционного бюджета и, в частности, с формирования бюджета продаж. На его основе составляется бюджет производства, а, исходя из потребностей бюджета производства, строится бюджет запасов и закупок материалов. Завершающим этапом составления операционного бюджета является разработка бюджета затрат и бюджета доходов и расходов (бюджета финансовых результатов). На основе операционного бюджета формируется финансовый бюджет.
Статьи бюджетов отражают движение ресурсов по всем стадиям оборота средств в различной форме, т.е. в форме товаров, денежных средств, затрат, готовой продукции в виде определенных показателей. При этом один и тот же показатель может быть введен в систему бюджетов как входящий только один раз, в противном случае будет иметь место нарушение баланса ресурсов и их распределения, использования и полученного результата, и нельзя будет впоследствии провести корректировку бюджетов.
Формирование операционного бюджета начинают с составления бюджета продаж. Разработка бюджета продаж является весьма ответственным моментом бюджетирования, т.к. определяет доходы организации. При формировании бюджета продаж исходят как из производственных возможностей предприятия, так и из ситуации на рынке данной продукции. Изучаются предложения и спрос на предлагаемую продукцию, работы и услуги, которые определяют возможности ее сбыта, а в конечном итоге доходы и прибыль организации. При этом учитывается стратегия конкурентов, выполнение договоров и финансовое состояние партнеров, смежников, фирм-поставщиков, покупателей продукции, работ и услуг, клиентов, а также сезонные колебания рынка, политика ценообразования, рынок научно-технических разработок, позволяющих снизить расходы фирмы и обеспечить ее конкурентоспособность на рынке продаж, и т.п. Все это создает условия для разработки научно-обоснованного прогноза продаж. Но прогноз это еще не план. Прогнозирование - это предсказание, базирующееся на изучении закономерностей рынка под влиянием определяющих спрос и предложение факторов, и их количественной оценке. Прогноз превращается в бюджет в случае, если управление фирмы допускает его как реальность. Планирование продаж, осуществляемое в форме бюджета продаж, производится только после анализа и обсуждения результатов прогноза управляющими фирмы, аналитиками и маркетологами отдела продаж. Бюджет продаж - это план поставки продукции (товаров), работ и услуг другим организациям согласно заключённым договорам продаж на отчётный период. Планируя объемы продаж, исходят из производственных возможностей организации и предполагаемой конъюнктуры рынка, а также учитывают объем продаж по договорам, оставшимся не выполненными с прошлого периода, объем продаж по договорам, заключенным в отчетный период, и по договорам, переходящим на следующий период. Бюджет продаж формируется, как и все бюджеты, исходя из соблюдения правила баланса и его назначения. Он основывается на следующем соотношении показателей, характеризующих процесс продаж: