Виды бюджетов и их назначение

Существуют различные виды бюджетов. В зависимости от объектов бюджетирования различают генеральный (общий) и частные бюджеты. Генеральный бюджет охватывает деятельность организации в целом, частные бюджеты разрабатываются для ее структурных подразделений.

В зависимости от поставленных задач применяют статические и гибкие бюджеты. Бюджеты, значения показателей которых не подлежат изменению, называют статическими. Как правило, их рассчитывают на конкретный уровень деловой активности организации. В случае, если бюджетирование ставит своей целью текущее управление производственной деятельностью организации и ее подразделений, координацию их деятельности и оперативное реагирование на изменение условий деятельности организации, то разрабатываются гибкие бюджеты. Их составляют для нескольких альтернативных вариантов деловой активности организации, в которых значения показателей корректируются с учетом возможного изменения условий деятельности организации. На железнодорожном транспорте генеральным бюджетом является консолидированный бюджет ОАО «РЖД». Генеральный бюджет объединяет частные бюджеты -бюджеты подразделений данной организации. Частные бюджеты характеризуют источники получения доходов и их распределения по направлениям затрат.

На железнодорожном транспорте это бюджеты разного иерархического уровня: территориальных (железных дорог) и функциональных филиалов, входящих в них структурных подразделений и структурных единиц (отделений дорог, локомотивных, вагонных депо, дистанций пути и электроснабжения и т.п.), выполняющих различные функции в перевозочном процессе.

Деятельность структурных подразделений направлена на выполнение отдельных технологических операций, процессов, обеспечивающих создание продукции, выполнение работ, оказание услуг, приносящих организации доход. Поэтому руководители, управляющие и менеджеры отдельных организационных структур строят свою деятельность исходя из интересов предприятия в целом. Система бюджетирования способствует этому, поскольку принципы построения генерального и составляющих его частных бюджетов требуют разработки частных бюджетов исходя из задач генерального бюджета организации в целом и с учетом работы других подразделений. В случае, если в одном из структурных подразделений происходят какие-то изменения, на которые оно не может отреагировать, и которые могут повлечь за собой не выполнение генерального бюджета, требуется откорректировать либо частные бюджеты других подразделений, либо генеральный бюджет. Таким образом, система бюджетирования, позволяет координировать работу различных подразделений с целью обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом.

Генеральный бюджет

- это всесторонний план, который описывает деятельность организации на всех этапах оборота средств от момента их заготовления до момента продажи, а затем вложения полученных средств. Генеральный бюджет координирует блоки частных бюджетов, каждый из которых характеризует отдельный процесс в кругообороте хозяйственных средств предприятия и отличается от других частных бюджетов по своему функциональному назначению в управлении производством. Генеральный бюджет состоит из двух блоков: операционного и финансового бюджета.

Операционный бюджетсоставляют бюджеты оперативного управления производством - бюджет продаж, бюджет производства, бюджет запасов и закупок материалов, бюджет затрат, бюджет финансовых результатов (доходов и расходов), которые характеризуют текущую деятельность организации.

Другая часть генерального бюджета представлена бюджетами финансового управления. Это инвестиционный бюджет (бюджет капитала), бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс. Вместе они составляют финансовый бюджет, который призван планировать использование финансовых ресурсов организации (прибыли, денежных поступлений за проданную продукцию, выполненные работы и услуги), заемных средств (кредитов и займов), федеральной помощи в виде субсидий, субвенций и беспроцентных кредитов. Конечной целью финансового бюджета является разработка прогнозируемого баланса, который есть результат финансовых и нефинансовых операций, повлекший изменения в активах и обязательствах баланса. Он формируется на основе бюджета финансовых результатов (бюджета доходов и расходов), бюджета капитальных вложений (инвестиций) и бюджета движения денежных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум