Основы формирования эффективной модели банка развития в Украине
Таблица 3. Примерная организационная структура Украинского БР
Головное учреждение |
Дочерние специализированные учреждения |
Цели (направления) деятельности |
Украинский БР |
Инвестиционно-промышленный банк |
Инвестиционная поддержка (кредитование, участие в капитале) субъектов промышленности для реализации проектов в приоритетных сферах производства и экологических проектов. |
Аграрно-земельный банк |
Предоставление кредитной и инвестиционной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции и субъектам АПК; поддержка программ развития сельских территорий. | |
Фонд поддержки малого и среднего бизнеса |
Финансовая поддержка деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. | |
Банк регионального развития |
Региональное выравнивание путем инвестиционной поддержки проектов в отсталых и депрессивных регионах; финансирование программ переподготовки и повышения квалификации работников, проживающих в таких регионах. | |
Экспортно-импортный банк |
Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов, работающих в секторах, приоритетных с точки зрения расширения экспорта или изменения его структуры. | |
Фонд поддержки инновационной деятельности |
Поддержка инновационной деятельности компаний и малых исследовательских фирм. | |
Ипотечный банк |
Кредитование населения на приобретение жилья и получение образования. | |
Коммунальный банк |
Поддержка программ развития городов, их коммунальной и транспортной инфраструктур. |
Структуру управления БР следует выстраивать по традиционным подходам к такому типу организаций. Высшим органом управления банка, который бы принимал все стратегические решения, должен стать наблюдательный совет. В силу направленности банка на решение важных социально-экономических задач возглавлять этот орган обязано высшее должностное лицо исполнительной власти страны, а в его состав, для минимизации проявлений лоббизма, следует включить представителей бизнес-ассоциаций, общественных объединений предпринимателей, руководителей органов региональной власти, ведущих научных экспертов. Исполнительные органы управления банка, берущие на себя реализацию стратегических решений совета банка, должны быть представлены правлением банка и его председателем.
Полнота выполнения БР своих задач должна быть обеспечена введением эффективной системы стратегического управления. За ее основу целесообразно взять двухуровневый PDCA-цикл управления, состоящий из таких стадий: планирование (Plan) - выполнение (Do) - проверка (Check) - корректировка или действия по уточнению приоритетов, задач и плана (Action). Первый уровень цикла замыкается в рамках года, а второй - в рамках периода выполнения операционного среднесрочного плана.
Стадия планирования предполагает обязательное составление плана развития банка (План развития, Корпоративный операционный план, Дорожная карта и т. п.). Этот план следует составлять на среднесрочную перспективу (3-5 лет), ежегодно, с внесением в него коррективов в соответствии с годовыми итогами его выполнения и не предвиденными ранее изменениями экономической ситуации и условий хозяйствования в стране или мире. Последовательно-параллельные составление и выполнение планов будут гарантировать их преемственность, обеспечивая тем самым предсказуемость политики банка для потенциальных получателей его услуг.