Основы формирования эффективной модели банка развития в Украине
Всеми без исключения правительствами Украины постоянно декларировалась необходимость инвестиционного использования денежных средств от приватизации государственного имущества, однако ни разу этого не было сделано. На наш взгляд, использование таких денежных средств на формирование банковского капитала позволит им стать одним из механизмов превращения правительственных деклараций в практические шаги. Как правило, эмиссионные и кредитные средства НБУ всегда использовались правительствами на финансирование текущих расходов бюджета и латание бюджетных "дыр", стимулируя тем самым инфляцию. Придание этим денежным средствам "инвестиционной окраски" позволит значительно ослабить инфляционное давление на экономику, одновременно расширив базу внутренних инвестиций.
Важным вопросом при формировании отечественного БР является определение модели обеспечения его деятельности финансовыми ресурсами. В мире по этому критерию БР делятся на банки первого и второго уровней. "Первые" имеют право привлекать финансовые ресурсы из всех источников (в том числе за счет аккумуляции денежных средств населения и частных компаний на депозиты), выступая конкурентом для коммерческих банков. "Вторые" формируют свои ресурсы исключительно на основе бюджетных трансфертов, денежных средств внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, займов зарубежных и международных финансовых институтов и организаций, эмиссии собственных долговых обязательств.
В Украине следует гибко подойти к выбору модели финансового обеспечения. По нашему мнению, сначала целесообразно отдать предпочтение модели БР "первого уровня". Такой шаг оправдан, поскольку сегодня денежные средства населения и предприятий, привлеченные коммерческими банками на депозиты, не трансформируются в инвестиции, а используются преимущественно на спекулятивные операции и краткосрочные займы субъектам на текущую деятельность. Без предоставления БР доступа к денежным средствам населения и предприятий говорить о значительном инвестиционном потенциале таких денежных средств нецелесообразно. Кроме того, этот шаг будет стимулировать коммерческие банки пересмотреть свою кредитную политику в сторону расширения объемов инвестиционных займов и удешевления их цены. Между тем, не отбрасывая инвестиционный потенциал денежных средств населения, следует отметить, что сегодня основную часть ресурсов отечественного БР должны составлять денежные средства правительства. Это обусловлено объективно завышенными рисками деятельности БР из-за возникновения разрывов по срокам между пассивными и активными операциями, связанных с меньшими сроками привлечения депозитов по сравнению со сроками предоставления долгосрочных инвестиционных кредитов. В данном случае денежные средства правительства будут играть также роль компенсатора указанных разрывов. С приближением уровня отечественного финансового рынка к параметрам развитых стран БР должен прекратить привлечение денежных средств населения (с ограничением его правительственной поддержки), переориентировавшись на формирование ресурсов за счет операций с ценными бумагами, то есть перейти к модели БР "второго уровня".
В мире предпочтение отдается банкам "второго уровня", доля которых постоянно увеличивается. До недавних пор в структуре источников финансовых ресурсов банков в развивающихся странах преобладали денежные средства правительства, целевых бюджетных фондов и займов МФО, а в последнее десятилетие все больше денежных средств привлекается на финансовом рынке. В развитых странах БР, имея высокие кредитные рейтинги, ориентируются на формирование преобладающей части своих ресурсов именно благодаря привлечению денежных средств с этого рынка (например, KfW Bankengruppe почти 90% своих ресурсов формирует за счет эмиссии облигаций и других долговых обязательств).
Для формирования ресурсной базы Украинского БР Правительству целесообразно передать ему бюджетные ассигнования, предназначенные для финансирования капитальных расходов по государственным инвестиционным программам и проектам. Такие расходы должны покрываться за счет кредитного финансирования, в частности - посредством эмиссии государственных ценных бумаг с гарантированным уровнем доходности. Это позволит привлечь на инвестиционные цели временно свободные ресурсы, в том числе пассивные наличные сбережения населения, которые при прочих условиях не были бы направлены на инвестиционные нужды.