Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта
· Краткая характеристика предприятия и его особенности, способствующие успешной реализации проекта:
- опыт в разработках и создании аналогичной продукции;
наличие уникального оборудования;
наличие уникальной технологии;
наличие специалистов;
наличие необходимых площадей и мощностей;
наличие хорошо организованной сбытовой сети;
наличие заказов и договоров с поставщиками и потребителями.
· Общая оценка спроса на данную продукцию:
- общая емкость рынка;
Ваши планируемые доли на рынках;
покупатели в Республике Татарстан, Российской Федерации, странах Содружества Независимых Государств и других зарубежных странах;
преимущество Вашей продукции перед конкурентами;
свойства товара, определяющие спрос на него.
· Контрольные сроки по проекту (начало, завершение строительства, приобретение недостающего оборудования, выпуск пробной партии (первой промышленной серии), выход на проектную мощность.
· Состояние работ по проекту на текущий момент.
· Необходимые инвестиции по этапам планирования.
· Недостающие (запрашиваемые) средства, способ их получения и на что они будут использованы.
· Организационно-правовая форма реализации проекта:
выделение предприятия, производящего новый товар, на самостоятельный баланс;
предоставление производству товара отдельного субсчета и др.
· Срок окупаемости и другие показатели эффективности проекта.
· Финансовое резюме:
полученные расчетные значения показателей эффективности проекта;
отчисления в бюджет Республики Татарстан средств от реализации проекта;
степень достоверности планируемой отдачи от вложений в проект;
неопределенность и риск в реализации проекта и принимаемые меры для их уменьшения.
РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «РЫНОК И КОНКУРЕНЦИЯ»
Цель раздела - обоснование существования неудовлетворенного спроса на предлагаемый товар и возможность удовлетворения спроса в рамках реализации проекта.
. Общая характеристика рынка, предприятия и его конкурентоспособности.
Приводится краткая характеристика незаполненного рынка:
· неудовлетворенный спрос;
· стабильный или развивающийся характер отрасли (сферы) потребления и др.,
а также обосновывается перспективность выхода предприятия на рынок:
возможность создания конкурентоспособного товара;
готовность предприятия к выпуску такого товара;
наличие в достаточном количестве необходимого оборудования для производства планируемого количества товара;
налаженные связи с поставщиками;
опыт работы в данной отрасли;
конкурентоспособность предприятия (ноу-хау, сертифицированность системы качества, товара;) и др.
. Основные конкуренты и их общая характеристика.
Приводятся:
наименование конкурентов;
объемы продаж конкурентов;
общие доли рынка, принадлежащие конкурентам;
цены конкурентов на аналогичные товары;
главные сильные и слабые стороны конкурентов;
поведение конкурентов.
. Общая характеристика фирмы и ее конкурентоспособности.
. Основные потребители товара.
Здесь приводится наименование основных потребителей, тип потребителей (конечный потребитель, посредник).
. Планируемые регионы сбыта.
Рассматриваются следующие рынки:
Республика Татарстан;
Российская Федерация;
страны Содружества Независимых Государств;
страны экспортных поставок.
. Планируемые сегменты по регионам и их характеристики.
. Потенциальная емкость рынка по регионам.
Содержание п.6 и п.7 этого раздела бизнес-плана определяется в процессе маркетинговых исследований рынка.
Для характеристики п.6 проводится анализ потребителей и сегментация рынка.
) Анализ потребителей.
Идентифицируют потребителей:
перечень покупателей,
покупаемые товары,
места покупки.
Идентифицируют потребности потребителей:
причины покупки,
мотивы покупки,
время покупки,
количество покупок,
частота покупок.
Идентифицируют поведение потребителей:
покупательские привычки,
процесс принятия решения о покупке,
участники процесса принятия решения о покупке.
Различные рынки имеют различные характеристики поведения покупателей:
а) Рынки потребительских товаров:
потребитель имеет комплексные потребности, которые зачастую осознает лишь частично;
предлагаемый товар имеет для потребителя не только функциональное, но и эмоциональное значение;
зачастую не происходит настоящего процесса принятия решения, а потребитель скорее ориентируется на торговую марку, руководствуется установившимися привычками или мнением других потребителей.