Оценка доходного потенциала и распределение расходных полномочий местного бюджета
При разработке финансового плана на 2006 год приоритетными стали расходы социальной направленности - повышение доступности и качества бюджетных услуг, увеличение уровня социальной защищенности граждан. Современный этап развития общества характерен ускоренными темпами расширения социально-бытовой инфраструктуры. Многие отрасли, составляющие ее, представляют населению бесплатные услуги. Бюджетные ресурсы, направленные на социально-культурные мероприятия, доводят до населения в основном по каналам местных бюджетов. Поэтому спецификой их расходов является преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных городских бюджетах они составляю приблизительно половину всех расходов, то в районах, в городских и сельских бюджетах их удельный вес достигает 60 - 85 %. По данным таблицы 2.5 можно построить диаграмму, характеризующую удельный вес отдельных видов расходов в общем итоге расходной части бюджета Краснослободского района за 2004-2006 годы (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Фактические расходы бюджета Краснослободского района за 2004-2006 годы, тыс. руб.
В структуре расходов бюджета Краснослободского района наибольший удельный вес занимают затраты на образование (рис. 2.3 и таб. 2.5). Расходы предусмотрены в сумме 46040 тыс. рублей в 2004 году, 48022 тыс. рублей в 2005 году, 50162 тыс. рублей в 2006 году, это позволяет содержать существующую в районе сеть учреждений (17 средних школ, 8 неполных средних, 14 начальных, 2 интерната, 5 детских садов, учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения). Большая часть расходов на образование направлена на финансирование общего образования (в 2004 году - 71.5 %, в 2005 году - 73.7 %, в 2006 - 81,6 %).
Расчеты расходов на здравоохранение произведены исходя из наличия в собственности 1 больницы, 1 поликлинического учреждения, станции скорой помощи, 2 здравпунктов и 20 фельдшерско-акушерских пунктов.
Составной частью расходов на социально-культурные мероприятия являются затраты в области социальной политики. В 2004 году они составили 4,5 % от общих расходов бюджета, в 2005 году - 5,9 %, в 2006 году их удельный вес составил 12,2 %. В основном за счет средств, предназначенных для культуры и искусства, финансируется дом культуры и клубные учреждения: в 2004 году - 57,3 %, в 2004 году - 60,9 %, в 2005 году - 61,3 %.
Важным направлением расходования средств местного бюджета на народное хозяйство являются затраты на сельское хозяйство, которые составили в 2004 году - 4,05 %, в 2005 году - 6,8 %, в 2006 - 5,9 % общей суммы расходов. Средства данной статьи расходов предназначены на поддержание сельскохозяйственного производства и на повышение плодородия земель (дотация на животноводческую продукцию, компенсация на приобретение удобрений, финансовая помощь фермерам, расходы на содержание ветеринарной сети). Последнюю группу расходов бюджета составляют прочие расходы (на создание резервных фондов, текущие расходы на закупку товаров и услуг, трансферты населению и расходы не отнесенные к другим группам). Резервный фонд представляет собой накопление средств, которые расходуются на следующие цели:
1) поддержка средств массовой информации;
2) оказание материальной помощи малообеспеченным гражданам;
3) благотворительные мероприятия и спонсорскую помощь;