Оценка доходного потенциала и распределение расходных полномочий местного бюджета
Вертикальное бюджетное выравнивание в Мордовии имеет ряд специфических особенностей и механизм его реализации существенно отличается от других субъектов Федерации. Значительная часть средств предоставляется в виде дотации в зависимости от выполнения плана поступления собственных доходов и прогноза производственных показателей социально-экономического развития.
Начиная с 1997 года, реальный размер полученных районами средств определялся исходя из степени выполнения ими определенного комплекса показателей. Были выбраны те показатели, рост объемов которых должен увеличивать налогооблагаемую базу органов местного самоуправления. При выполнении прогноза на 100 % средства перечислялись нижестоящим бюджетам в плановой сумме, при невыполнении корректировались на уменьшение, при перевыполнении - на увеличение. С этой целью в республиканском бюджете предусматривались суммы плановых дотаций районам и городам республиканского подчинения и дополнительные суммы за перевыполнение показателей. Аналогичный порядок существовал и для бюджетов районных городов, сел и поселков, которым в таком же порядке выделялись дотации из районных бюджетов.
Показатели социально-экономического развития дифференцированы для двух групп районов - с преобладанием сельскохозяйственного сектора и промышленного производства [22].
Перечень экономических показателей для начисления дотаций уточнялся и изменялся в зависимости от актуальности тех или иных проблем (например, показатель "инкассация торговой выручки").
Начиная с 2003 года в целях наращивания количественных и качественных параметров по определенному для начисления дотаций кругу показателей стали учитывать при установлении плановых дотаций и их фактическом начислении напряженность принимаемых муниципальными образованиями прогнозов.
Для муниципальных образований принявших прогноз по отдельным показателям ниже оптимально-напряженного уровня плановая дотация в бюджете устанавливается ниже и при этом при подведении итогов за каждый процент выполнения свыше 100 % засчитывается 0,1 % [19].
В 2007 году для увеличения реальных денежных доходов населения и повышения роли заработной платы как одной из наиболее важных составляющих качества жизни, был введен показатель "Темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы", с целью стимулирования роста продуктивности животных и повышения эффективности сельскохозяйственного производства введен показатель "объем закупок племенного скота".
Отдельными муниципальными районами в систему показателей социально-экономического развития включены специфические показатели, позволяющие увеличить доходную базу бюджетов и отражающие особенности развития и специфику конкретных поселений, учитывающие уклад жизни, традиции и ремесла сельчан (добыча древесного угля, закупки овощей, реализация поросят населением и так далее).
Плановая доля каждого показателя в общей сумме финансовой помощи определяется в пределах 3-20 %. в зависимости от удельного веса данной суммы для конкретного муниципального образования в общей сумме по этой статье.
При выполнении плана по собственным доходам более чем на 100 % дополнительные суммы субсидий начисляются при условии, что в бюджет в денежном выражении собрано не менее 100 % поступлений, при этом при перевыполнении более чем на 110 % за каждый последующий процент засчитывается 0,5 %, но не более 10 % от плановой суммы указанных субсидий.