Задачи и организация бюджетного учёта
. Система внутреннего контроля. Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:
соблюдения требований законодательства;
точности и полноты документации бухгалтерского учёта;
своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчётности;
предотвращения ошибок и искажений;
исполнения приказов и распоряжений;
обеспечения сохранности имуществ учреждения.
Порядок выдачи наличных денег и представления документов в их израсходовании. Наличные деньги выдаются под отчёт в соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждённого Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40.
Во внутреннем распорядительном документе нужно отдельно предусмотреть порядок выдачи наличных денег под отчёт:
на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы отдельных подразделений учреждения, находящихся вне района его деятельности (на текущие расходы, на единовременные расходы);
на командировочные расходы.
Кроме того, должен быть установлен перечень лиц, имеющих право получать из кассы денежные средства и заключивших в установленном порядке договоры о полной материальной ответственности, кроме лиц, направляемых в служебные командировки.
Также следует закрепить:
сроки представления авансовых отчётов (подотчётными лицами - не позднее трёх рабочих дней по истечении срока, на который они выданы (п. 11 Порядка ведения кассовых операций), командированными работниками - не позднее трёх рабочих дней по возвращении из командировки (п.11 Порядка ведения кассовых операций));
порядок удержания подотчётных сумм (в части, не подтверждённой первичными документами) с заработной платы работника.
Для целей налогообложения порядок выдачи наличных денег под отчёт значения не имеет.
При организации бюджетного учёта в бюджетном учреждении (при разработке соответствующих внутренних нормативных актов и учётной политики для целей налогообложения) следует учитывать определённые методологические аспекты.
. Порядок начисления амортизации объектов основных средств. С введением в действие Инструкции по бюджетному учёту амортизации подлежат все объекты основных средств. Ранее по данному виду имущества бюджетные учреждения начисляли износ. Право выбора метода определения норм амортизации руководителю учреждения не предоставлено - амортизация начисляется только линейным методом по утверждённым нормам (при отсутствии норм - исходя из срока полезной эксплуатации).
. Порядок начисления амортизации объектов нематериальных активов. Начисление амортизации (по объектам, используемым в предпринимательской деятельности) и износа (по объектам , используемым в основной деятельности) было установлено предыдущей Инструкцией по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях (приказ Минфина России № 107н).
. Установление порядка списания первоначальной стоимости отдельных объектов основных средств. Необходимость уточнения порядка списания стоимости отдельных объектов основных средств обусловлено тем, что в Инструкции по бюджетному учёту содержатся два принципиально новых требования. Во-первых, при отнесении имущества к категории основных средств первоначальная стоимость конкретного объекта больше не учитывается. Значение имеет только срок полезного использования (более 12 месяцев). Во-вторых, в зависимости от первоначальной стоимости применяются разные схемы включения стоимости основных средств в состав расходов (амортизация в соответствии с нормами, амортизация в размере 100% первоначальной стоимости, списание стоимости объектов основных средств без начисления амортизации).