Совершенствование механизмов межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации
Трансформация политической системы России и формирование рыночных отношений потребовали переосмысления подходов к бюджетному федерализму и межбюджетным отношениям. В новых условиях государственного управления экономикой и развития территорий бюджетная система приобретает ключевое значение в реализации региональной политики, цель которой - минимизация территориальной дифференциации условий социально-экономического развития. Межбюджетные отношения как составная часть бюджетной системы страны включают перераспределение и закрепление налоговых поступлений между бюджетами федерального центра, регионов и органов местного самоуправления. Несмотря на то, что многие вопросы, связанные с межбюджетными отношениями как механизмом выравнивания территориальной дифференциации, получили серьезное теоретико-методологическое обоснование, проблема смягчения асимметрии в развитии регионов еще очень далека от желаемого состояния. Если на уровне "федеральный центр - регионы" утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений, определены принципы, на основе которых строятся взаимоотношения, то в субъектах Федерации отношения с муниципальными образованиями не урегулированы.
Местные бюджеты кроме собственных обязательств включают ряд государственных полномочий, передача которых на местный уровень не сопровождается адекватным финансированием.
Нормативные правовые акты содержат зачастую разнонаправленные предложения по предоставлению местным властям большей автономии, с одной стороны, и мер, направленных на ужесточение контроля за экономической политикой муниципальных образований со стороны региона, с другой. Отдельные положения стратегических проектов и программ отражают общие направления социально-экономической политики, реформирования межбюджетных отношений, однако не разработан механизм их практической реализации.
Наибольшее значение для стимулирования территориального развития имеет организация эффективной системы межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации - муниципальные образования. С учетом этого возникает интерес к управлению финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов, входящих в их состав и играющих значительную роль в наполняемости бюджетов. Муниципальные бюджеты составляют около 20 % объема бюджета страны. Между тем из бюджетов муниципальных образований финансируется 65% расходов бюджета страны на образование, свыше 60 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 58 % - на здравоохранение, 50 % - на социальную защиту населения. В таких условиях актуальной задачей для региональных властей становиться поиск собственных финансовых источников для повышения уровня бюджетной самообеспеченности.
Решение проблем устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и сокращения различий в их развитии и уровне жизни требует колоссальных средств и длительного времени, поэтому необходимо выработать новые более эффективные стратегические и тактические подходы к решению этих проблем.
Серьезный практический вклад в развитие бюджетного федерализма внесло Постановление Правительства Российской Федерации "О Программе развития бюджетного федерализма Российской Федерации на период до 2005 года", в котором определены основополагающие принципы и направления реформирования межбюджетных отношений.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы определения наиболее эффективных подходов к повышению уровня социально-экономического развития субъектов Федерации и их муниципальных образований на основе финансово-экономических инструментов определяет актуальность и выбор темы дипломной работы.
Цель работы - разработка теоретических предложений и практических рекомендаций по совершенствованию механизмов межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. Достижение цели требует решение следующих задач:
изучить теоретические подходы к содержанию межбюджетных отношений;
провести анализ факторов, влияющих, на формирование финансовой базы местного самоуправления;
раскрыть принципы организации бюджетного взаимодействия регионального и местных бюджетов;
- дать оценку динамики основных экономических показателей местных бюджетов и результатов внедрения способов их стимулирования в Республике Мордовия;
- изучить зарубежный опыт составления бюджета и возможности его применения в российской практике;
Предметом исследования данной работы является система финансово-экономических и правовых отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по поводу формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов.
Объект исследования - бюджеты муниципальных образований Республики Мордовия.
Проблемы совершенствования механизмов межбюджетных отношений исследовали многие российские авторы: Пронина Л.И., Бежаев О.Г., Карасева М.В., Игудин А.Г. При написании дипломной работы были использованы статьи и монографии этих авторов, официальные и нормативные документы, определяющие бюджетную работу, фактические данные об исполнении бюджета финансового отдела Министерства финансов и Министерства экономики Республики Мордовия.
1. Теоретические основы бюджетного федерализма
- Эволюция межбюджетных отношений в Российской Федерации
- Организация бюджетного взаимодействии регионального и местных бюджетов
- Содержание процессов бюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации
- Оценка методов бюджетного распределения финансовых ресурсов
- Оценка доходного потенциала и распределение расходных полномочий местного бюджета
- Перспективы развития межбюджетных отношений на субрегиональном уровне
- Совершенствование методики выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
- Зарубежный опыт построения системы межбюджетных отношений