Совершенствование механизмов осуществления бюджетных инвестиций
Бессистемность включения государственными заказчиками строек и объектов в ФАИП, существенно затрудняет концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития регионов.
Утверждение перечня строек и объектов ФАИП ежегодно неоправданно затягивается. В связи с этим, поздно заключаются договора между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по финансированию строек из федерального бюджета в рамках ФАИП.
Также необходимо существенно повысить роль субъектов РФ в формировании перечня строек и объектов, финансируемых за счет средств ФАИП и предусмотреть разработку механизма передачи таких средств непосредственно субъектам РФ.
В целом ряде программ, из-за низкой доли федерального бюджета в софинансировании программных мероприятий, и ограниченных возможностей региональных бюджетов происходит недостаточное финансовое обеспечение данных программ. Объем финансовых средств, привлекаемых за счет внебюджетных источников, также весьма ограничен.
Одной из ключевых проблем реализации федеральных целевых программ является организация полноценной, достоверной и своевременной отчетности.
Работа по организации текущего мониторинга реализации ФЦП и ФАИП, как одного из направлений повышения эффективности, по существу срывается государственными заказчиками.
Как отмечалось в сборнике материалов «круглого стола» 25 мая 2006 года на тему: «Правовые аспекты формирования и проблемы реализации федеральных целевых программ» под редакцией председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, доктора социологических наук Р.З. Алтынбаева:
«Сложившаяся нормативная правовая база, регламентирующая разработку, утверждение и реализацию федеральных целевых программ не в полной мере отражает специфику ФЦП регионального развития, которые существенно отличаются от отраслевых и функциональных программ. В связи с этим, необходимо принятие отдельного федерального закона, посвященного федеральным целевым программам регионального развития, где были бы учтены особенности данного типа программ.
В связи с этим необходимо активизировать работу по совершенствованию федеральных целевых программ, повышению их эффективности и результативности, а также кардинальной модернизации механизмов формирования и финансирования ФАИП с учетом результатов реформы федеративных отношений, а также предложений и замечаний органов государственной власти субъектов РФ.
Учитывая вышесказанное, участники «круглого стола» рекомендуют:
. Федеральному Собранию РФ:
рассмотреть вопрос о необходимости разработки проекта федерального закона «О федеральных целевых программах»;
рассмотреть вопрос о необходимости доработки и принятия федерального закона «О федеральных целевых программах регионального развития»;
внести поправки в БК РФ в части утверждения решений о включении новых объектов в ФАИП федеральным законом о федеральном бюджете, в том числе с указанием объемов финансирования на весь срок строительства и сроков ввода объектов в эксплуатацию.
. Правительству РФ:
усилить контроль за реализацией ФЦП, в том числе на основе осуществления мониторинга и отчетности, позволяющих определить текущую оценку хода, результаты и эффективность конкретных работ в увязке с объемом произведенных затрат;
принять комплекс конкретных мер по повышению ответственности государственных заказчиков ФЦП за достижение намеченных результатов;
повысить эффективность механизмов подготовки, согласования, представления в Правительство РФ и утверждения концепций и проектов федеральных целевых программ;
обеспечить равномерное, в полном объеме, финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы в течение года;
в случае отказа от заявленных субъектом РФ к финансированию строек и объектов за счет средств ФАИП, предоставлять обоснованный и мотивированный ответ;