Понятие бюджетного процесса в Российской Федерации
В настоящее время идут дискуссии о проекте Федерального закона «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ». Законопроект завершает проделанную в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. работу и одновременно открывает собой новый этап бюджетной реформы. Именно поэтому в течение последнего года он тщательно прорабатывался на рабочем уровне со всеми заинтересованными сторонами.
Основной причиной разработки предлагаемых поправок является то, что БК отражает состояние представлений об управлении общественными финансами на начало-середину 90-х годов. И с этой точки зрения действующий БК вовсе неплох. В нем заложены совершенно правильные принципы, которым следует большинство стран мира. Более того, он содержит целый ряд элементов, которые только сейчас начинают активно применяться в бюджетной практике, в частности, среднесрочное финансовое планирование, и даже бюджетирование по результатам. Другое дело, что эти нормы не образуют целостной системы, не стимулируют и требуют их практического применения, а целый ряд положений Кодекса препятствует развитию и применению новых принципов организации бюджетного процесса. Если провести анализ эволюции модели организации бюджетного процесса, то можно провести следующее сравнение:
Управление затратами - годовой бюджет - «финансирование расходов» - целевое использование - соответствие плану - индексация прошлых расходов и «регламентированный бюджет» - отчетность об «использовании» средств |
Управление результатами - многолетний финансовый план (бюджет) - действующие и принимаемые обязательства - целевое использование - ориентация на результат - расширение полномочий и ответственности распорядителей - отчетность о результатах использования средств |
Несмотря на то, что за последние 7 лет было принято более 20 федеральных законов о внесении в Кодекс существенных изменений и дополнений, в нем сохраняется целый ряд внутренних противоречий и пробелов. Только за 2004-2006 годы Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ по положениям БК было принято 24 определения. Многие вопросы бюджетного законодательства РФ регулируются ежегодным федеральным законом о федеральном бюджете, в том числе - путем приостановления действия отдельных положений БК (на 2007 год приостановлено действие 9 норм). При этом ряд положений БК не соответствует, полностью или частично, современным принципам управления общественными финансами либо препятствует внедрению в бюджетную практику передовых форм и методов организации бюджетного процесса. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2007 году» (далее - Бюджетное послание на 2007 год) отмечается неоправданно затянувшаяся подготовка комплексных изменений в БК в целях приведения его в соответствие современным требованиям и принципам эффективного управления общественными финансами, указывается на необходимость расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, создания долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами.
Основными новациями, предлагаемыми законопроектом в целях решения этих задач, являются:
. Организация бюджетного процесса на основе расходных обязательств соответствующего публично-правового образования;
. Переход всех бюджетов бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ - формированию бюджетов на трехлетний период;
. Четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам с выполнением государственных (муниципальных) заданий, введение механизмов финансового обеспечения деятельности организаций новых организационно-правовых форм и создание условий для проведения реструктуризации бюджетной сети;