Понятие бюджетного процесса в Российской Федерации
Бюджетный процесс - регулируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иных субъектов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также осуществлению контроля за их исполнением.
Организация бюджетного процесса в РФ осуществляется в соответствии с установленными Конституцией РФ (ст. 10-12) принципами единства государственной власти в РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельности местного самоуправления, а также разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой являются самостоятельными.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, предусмотренным БК РФ (ст. 28 и 31) органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы РФ (за исключением случаев, предусмотренных БК РФ, например, при введении временной финансовой администрации в субъекте РФ или муниципальном образовании).
В настоящее время в РФ объявлена и проводится реформа бюджетного процесса. С большой степенью агрегирования можно выделить 3 основных этапа бюджетных реформ.
Первый этап - укрепление системы исполнения бюджета, составление достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе, обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета.
Этот этап начался с принятием в 1998 году БК РФ (вступил в действие с 2000 года). Данным законом четко определен состав участников бюджетного процесса, установлены их права и ответственность. Провозглашен казначейский принцип исполнения бюджета, позволивший обеспечить неукоснительное соблюдение норм, предусмотренных бюджетным законодательством и институциальное разграничение функций распорядителя бюджетных средств.
В рамках положений БК РФ проведена работа по созданию единого казначейского счета (далее - ЕКС) как необходимой основы для эффективного управления государственными финансовыми ресурсами, создана система контроля за соответствием принимаемых бюджетных обязательств законодательно установленным ограничениям.
Второй этап - приведение в соответствие обязательств публично правовых образований в соответствие обязательств с их финансовыми возможностями.
Данный этап начался в 2003 году с анализа объема расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и завершился принятием следующих федеральных законов:
от 04.07.2003 №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
от 22.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
от 20.08.2004.; 120-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования межбюджетных отношений».
В результате изменений, внесенных в законодательство, произошли серьезные изменения в принципах организации бюджетного процесса. На первый план этих изменений можно поставить введенный на законодательном уровне институт расходных обязательств.
В результате на смену длительным и безуспешным попыткам создания системы минимальных государственных стандартов, предназначенных для установления на их основе нормативов финансовых затрат, необходимых для формирования расходной части всех бюджетов бюджетной системы, пришел принцип формирования расходов бюджетов, изложенный в статье 65 БК РФ, которая устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.