Организация бюджетного взаимодействии регионального и местных бюджетов
Более емкая формулировка содержания понятия "межбюджетные отношения" позволяет в процессе построения и реализации межбюджетных отношений на субрегиональном уровне сформулировать перед органами власти следующие задачи:
обеспечение бюджетного выравнивания муниципальных образований и если не полная ликвидация бюджетного дефицита, то хотя бы приведение его к единому (в процентном отношении) показателю;
сокращения разрыва в уровнях развития производственной и социальной инфраструктур муниципальных образований;
стимулирование деятельности местных органов власти, направленной на повышение мобилизации доходов в консолидированный бюджет региона;
проведение активной экономической политики через передачу средств в рамках целевого финансирования;
разработка и реализация процедур антикризисного управления в муниципальных образованиях.
В целом процесс становления и развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на субрегиональном уровне в последнее десятилетие характеризуется крайней сложностью и противоречивостью.
Вопросы распределения финансовых ресурсов между юридически равными муниципальными образованиями остаются достаточно актуальными для большинства субъектов Федерации. В 2005 - 2006 годах произо-шло расширение перечня вопросов местного значения, большая часть из которых привела к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. Однако уточненного расчета их объема не последовало. Таким образом, не было оснований для увеличения доходной базы местных бюджетов за счет повышения нормативов отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов [62, с. 25].
Распыление бюджетной базы между массой не всегда дееспособных муниципальных образований - типичная ситуация для многих субъектов Российской Федерации. Вследствие сложившейся ситуации с финансовым обеспечением реформы местного самоуправления идет "вымывание" собственной компетенции органов местного самоуправления сельских поселений и малых городов. Причем это осуществляется на законных основаниях путем заключения соглашений о передаче части полномочий поселений, включая бюджетно-налоговые, органам местного самоуправления муниципальных районов.
Таблица 1.1 Распределение доходов и расходов местных бюджетов по типам муниципальных образований в 2006 году, %
Экономич параметры местных бюджетов |
Городские округа |
Муниципальные районы |
Поселения |
Доходы |
62,9 |
23,2 |
4,3 |
Расходы |
47,6 |
39,6 |
5,4 |
Из таблицы видно, что экономическая целесообразность подталкивает региональные и местные власти к формированию более крупных муниципальных образований. Изначально бюджеты сельских и поселковых муниципалитетов были не обеспечены собственными доходами и пополнялись дотациями и субвенциями из бюджетов других уровней. Такое положение делало местное самоуправление, организованное по поселенческому принципу, зависимым и потому малоэффективным. Муниципальные образования располагали достаточными полномочиями, но отсутствовали финансовые ресурсы". Как правило, у муниципального образования, сформированного в границах района (района в городе), значительно больше возможностей для комплексного развития производительных сил и создания более серьезных источников дохода в местный бюджет. Поэтому в большинстве субъектах первичные муниципальные образования созданы в пределах территории районов. Сохранение такой инфраструктуры обеспечивает прозрачность доходов и расходов органов власти всех уровней, представленных на этой территории - федерального, регионального и местного.