Организация бюджетного взаимодействии регионального и местных бюджетов
Доходы местных бюджетов в 2005 году составляли 15 % от объема доходов консолидированного бюджета Федерации и 40 % от объема доходов консолидированных бюджетов субъектов. Из них налоговые - 10 % и 20 % от объема налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов соответственно [24, с. 9].
Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив который нельзя кардинально улучшить бюджетные отношения всех уровней как основное требование развития федеративных начал в государстве. Как показывает анализ действующего законодательства и практики, бюджетные правоотношения органов местного самоуправления с государственными органами складываются по поводу:
формирования расходной части местного бюджета;
утверждения для местных бюджетов дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих налогов;
гарантированности долговых обязательств муниципального сообщества;
направления использования средств государственных бюджетов на совместные программы;
обеспечения исходными данными для составления проектов бюджетов;
возмещения потерь бюджета, возникших в связи с решениями, принятыми органами государственной власти;
контроля за ходом исполнения местных бюджетов и расходования и целевых выделенных денежных средств.
В содержательном плане вся система бюджетных отношений должна быть ориентирована на реализацию совокупности экономических интересов региона, его муниципалитетов и граждан, проживающих на этой территории. В бюджетной сфере компромисс этих интересов лежит в плоскости действия основополагающих начал бюджетного федерализма, которые должны пронизывать все стадии бюджетного процесса:
распределение предметов ведения, бюджетных полномочий и ответственности субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
достижение самостоятельности и равноправия бюджетов регионов и муниципальных образований, то есть соответствие финансовых ресурсов органов власти их полномочиям и ответственности;
определение порядка исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней;
организацию бюджетного регулирования [60, с. 24].
Следует также обратить внимание и на теоретические аспекты проблемы. Разработка моделей межбюджетных отношений и их реализация осложняется отсутствием развернутого определения понятия "межбюджетные отношения". Понятие, которое дает законодатель в статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2]: "отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления", нельзя назвать содержательным и, тем более, научно-обоснованным. Термин "межбюджетные отношения", как и большинство новых финансово-правовых терминов для России переходного периода, не имеет однозначного толкования. О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова характеризуют текущее состояние межбюджетных отношений "как комплекс противоречии между органами власти федерального и регионального уровней государства, а также между органами государства и органами местного самоуправления по поводу разграничения доходных источников бюджетной системы и обязанностей по осуществлению расходов из бюджетов всех уровней" [30, с. 111]. Данное определение также не содержит постоянных объективных признаков межбюджетных отношений, описывает лишь кризисное состояние системы.
Карасева М.В. отождествляет межбюджетные отношения с термином бюджетный федерализм". Взаимосвязь всех звеньев бюджетной системы реализуется через механизм межбюджетных отношений, в основу которых в федеративных государствах должны быть заложены принципы и бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм - более широкое по содержанию понятие, и именно в рамках межбюджетных отношений реализуется бюджетный федерализм по уровням бюджетной системы.