Выездная налоговая проверка
Выездные проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, и очень многие налоговые правонарушения могут быть обнаружены только в ходе таких проверок.
Однако данная форма налогового контроля является очень трудоёмкой и отнимающей много рабочего времени у сотрудников налоговых органов. Она также требует достаточно высокой квалификации самих сотрудников. Поэтому осуществление подобной формы контроля целесообразно только тогда, когда дополнительно начисленные в результате проверок суммы многократно перекрывают затраты на его проведение.
Выездные налоговые проверки проводятся как в отношении организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, так и в отношении индивидуальных предпринимателей.[11]
Основные задачи выездной налоговой проверки:
всестороннее исследование обстоятельств финансово -хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и свое временности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;
выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учёта, составления отчётности и налоговых деклараций;
анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;
формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;
доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов;
формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.
Существуют определённые особенности определения подлежащих уплате сумм налога. Так если в ходе выездной проверки обнаруживается факт отсутствия учёта доходов и расходов или объектов налогообложения либо ведения этого учёта с нарушением установленного порядка, приводящего к невозможности исчисления налога, то проверяющие обязаны принять меры к проведению встречных проверок. От налогоплательщика же требуется принятие мер по восстановлению учёта в кратчайшие сроки. В случае несоблюдения в установленные сроки налогоплательщиком данного требования суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, определяются расчётным путём исходя из имеющихся данных о проверяемом налогоплательщике или других аналогичных налогоплательщиках, т.е. с учётом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
При оформлении расчёта подлежащих уплате в бюджет сумм налогов должны быть соблюдены все требования, обеспечивающие доказательную силу этого документа, так как на его основе эти суммы взыскиваются в бюджет и сам он в судебном порядке может быть оспорен налогоплательщиком.
Факт отсутствия учёта или его ведение с нарушениями установленного порядка (с анализом последствий данного нарушения) обязательно отражается в акте налоговой проверки. Это подтверждает правомерность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчётным путём. В акте также необходимо отметить факт предъявления налогоплательщику требования о восстановлении учёта и неисполнения им этого требования.
В расчёте должны содержаться:
сведения об организациях или индивидуальных предпринимателях, на основании данных по которым производилось исчисление подлежащих внесению в бюджет сумм налогов (их название, место нахождения, отраслевая принадлежность, фактически осуществляемые виды деятельности и т.д.);