Мероприятия по оптимизации финансового риска
· использование страховых инструментов для защиты интеллектуальной собственности и снижении риска неисполнения хозяйственных договоров, в частности заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т. п.;
· резервирование средств для покрытия непредвиденных расходов. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов рекомендуется производиться на базе определения непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволит определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства;
· лимитирование при управлении дебиторской задолженностью и в заемной политике. В систему нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков рекомендуется включать: предельный размер заемных средств; минимальный размер активов в высоколиквидной форме; максимальный размер товарного кредита, предоставляемого одному покупателю; максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.
Кроме того, для снижения риска неоптимального распределения ресурсов, экономического колебания и изменения вкусов клиентов и действий конкурентов предлагается использовать маркетинговые исследования. В частности, целесообразно провести исследование для определения точного количества производства продукции, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов.
Выводы
Ресурсы, которыми предпринимательская организация располагает для покрытия потерь, можно разделить на 2 группы:
ресурсы внутри самого бизнеса;
кредитные ресурсы.
В том случае, если предпринимательская фирма не в состоянии покрыть все потери от финансовых рисков, используя внутренние ресурсы, часть потерь можно покрыть, используя кредитные ресурсы.
Однако в данном случае доступность кредитных ресурсов имеет существенные ограничения. И главным из них является перспектива будущей прибыльности предприятия. Доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. Предприятию еще до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы.
Другим ограничением в привлечении кредитных ресурсов после возникновения финансовых рисков может быть их цена. Использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение предприятия. Кредитные ресурсы как средство покрытия потерь не повышают эффективность финансовых операций, так как влекут за собой дополнительные расходы, связанные с процентными платежами.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:
уклонение от риска;
принятие риска на себя;
передача риска;
страхование риска;
объединение риска;
диверсификация;
хеджирование;
использование внутренних финансовых нормативов;
лимитирование;
другие методы.
Таким образом, с учетом выводов, сделанных на основе анализ финансового состояния исследуемого предприятия, рисков и методов, используемых для их снижения, были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления рисками, на основе создания отдела управления рисками. Данный отдел должен работать на основании программы целевых мероприятий по управлению рисками.
Для ОАО «Ярославский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской Революции шинный завод» рекомендованы для внедрения следующие методы снижения степени рисков:
· использование страховых инструментов для защиты интеллектуальной собственности и снижении риска неисполнения хозяйственных договоров, в частности заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить товар по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товара. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т. п.;