Анализ банковского кредитования 2008 - 2009 гг.
Рис. 9 - Основные проблемы бизнеса, % опрошеных
Кроме того, неблагоприятными факторами, существенно снижающими интенсивность денежных потоков, являются ужесточение условий ведения бизнеса и неплатежи со стороны покупателей. Ослабление рубля и инфляцию в качестве препятствий для ведения бизнеса отметили около четверти предпринимателей. Чуть более пятой части назвали в качестве одного из основных камней преткновения усиление конкуренции.
Остальные препятствия, которые в докризисный период сильно мешали предпринимателям (налоговые ставки, проверки со стороны регулирующих органов, низкое качество персонала, коррупция и рейдерство), по сравнению с финансовыми затруднениями отошли для МСБ на второй план.
У банков трудностей не меньше. Правда, они другого характера. Основная головная боль большинства ведущих российских кредитных учреждений - сокращение активов. Кредитный портфель у большинства лидеров рынка либо остается на прежнем уровне, либо демонстрирует некоторое сокращение. Существенные положительные изменения произошли лишь у Россельхозбанка, чей кредитный портфель в апреле вырос на 8,6%. Кроме того, сильно увеличивается просроченная задолженность. Так, только за апрель объем просрочек у Райффайзенбанка вырос на 23,3%, у ВТБ - на 32,7%, а у Росбанка - на 40%.
По данным банков, основные причины возникновения просроченной задолженности у предприятий МСБ - это снижение объемов реализации на фоне высокой доли постоянных расходов (57% случаев), мошенничество (23%), просроченная дебиторская задолженность (23%), высокая долговая нагрузка и скрытые обязательства (21%), различные форс-мажоры (11%), низкая доля собственного капитала (10%), вывод средств собственниками (4%). Разумеется, причин просрочки может быть несколько. [10]
Кроме того, банки, в отличие от докризисного периода, обращают пристальное внимание на отраслевую принадлежность клиентов. Наиболее рискованными заемщиками считаются представители стройиндустрии, оптовой торговли и компании, занимающиеся грузоперевозками.
Для минимизации рисков большинство банков ограничило круг заемщиков. Все их внимание сосредоточено на старых, проверенных временем клиентах, обладающих хорошей кредитной историей. Среди новых клиентов отдается предпочтение тем, кто имеет хорошее финансовое положение, не закредитован и по большому счету в деньгах не очень нуждается.
В качестве обеспечения кредиторы принимают лишь твердые залоги. Все меньшей популярностью пользуется недвижимость, и все больше внимания уделяется товару в обороте. Но тоже не всякому - предпочтение отдается базовым продуктам питания и товарам повседневного спроса. Премиальный сегмент считается слишком рискованным, и количество банков, все еще финансирующих это направление, очень невелико. В неблагонадежные заемщики также угодили предприятия, торгующие металлопродукцией, дилеры, производители стройматериалов. [8]
Параметры кредитных продуктов изменились не в лучшую для потенциальных заемщиков сторону: помимо резкого увеличения ставок и сокращения сроков кредитования, банки уменьшили лимиты и увеличили размер комиссий. В итоге, хотя уровень ставок и остается почти неизменным с февраля 2009 года, в некоторых регионах они достигли дефолтных значений (34-48% годовых).
С точки зрения банкиров, идеальный заемщик во время кризиса выглядит следующим образом. Во-первых, его бизнес нацелен на производство товаров или оказание услуг конечному клиенту. То есть кредитные учреждения в первую очередь стремятся предоставлять финансирование потребительскому сектору: торговле (розничные и мелкооптовые магазины, мелкооптовые торговые сети), сфере услуг (общественное питание, автосервис, медицина, пассажирские перевозки, фитнес - залы и бассейны).