Анализ банковского кредитования 2008 - 2009 гг.
Стоит отметить, что в рейтинге присутствует только три участника, объем выданных кредитов которых превышает отметку в 100 млрд руб. Так, объем банка «Возрождение» за год снизился со 110 млрд руб. до 70.5 млрд. (-36%) - четвертое место.
Таблица 2 - Банки по портфелю выданных кредитов малому и среднем бизнесу на 1 января 2010 года
№ |
Банк |
Портфель выданных кредитов малому и среднем бизнесу на 1 января 2010 года (тыс. руб.) |
Портфель выданных кредитов малому и среднем бизнесу на 1 января 2009 года (тыс. руб.) |
Изменение (%) |
1 |
Сбербанк |
469 774 156.76 |
- |
- |
2 |
Россельхозбанк |
277 462 792.80 |
201 561 065.40 |
37.66 |
3 |
ВТБ 24 |
71 186 326.11 |
74 299 073.56 |
-4.19 |
4 |
Уралсиб |
61 298 741.31 |
88 296 812.40 |
-30.58 |
5 |
Возрождение |
41 881 152.00 |
46 736 105.00 |
-10.39 |
По размеру портфеля <http://rating.rbc.ru/articles/2010/04/07/32764047_tbl.shtml?2010/04/07/32764038> кредитов, выданных малому и среднем бизнесу, на 1 января 2010 года второе место занимает «Россельхозбанк» - 277 млрд руб. Портфель бессменного лидера рэнкинга «Сбербанка» на 1 января 2010 года на момент публикации материала не известен, но по итогам I полугодия он составлял порядка 470 млрд руб. Замыкает тройку лидеров «ВТБ 24» - 71 млрд руб (табл. 2).[11]
Если рассмотреть отраслевое распределение кредитов, то оно соответствует распределению малых предприятий по отраслям (рис.1).
Рис. 1 - Отраслевая структура распределения кредитов малому бизнесу в 2009 г.
Если оценивать реальную роль малого и среднего бизнеса (МСБ) в отечественной экономике, то, согласно данным Минэкономразвития, доля российского МСБ в ВВП страны не превышает 21%, в то время как в развитых странах этот сектор экономики генерирует около 70% ВВП.
Достаточно неплохо с малым бизнесом обстоят дела и в Китае: более 60% ВВП - результат работы малого и среднего предпринимательства. Даже некоторые бывшие союзные республики значительно преуспели в развитии МСБ. В частности, 30% ВВП Казахстана (почти вдвое больше, чем в России) являются заслугой небольших компаний (рис. 2). [8]