Деньги как экономическая категория
Упоминание о золотых и серебряных деньгах можно найти в древнеегипетском законодательстве (второе тысячелетие до н. э.) и в священных книгах древней Индии, в Библии и д.р. Серебряные деньги были широко распространены на рубеже III и II тысячелетий до н. э. в Китае, Иране и Месопотамии. Металлы не сразу вытеснили все предшествующие виды денег. Совместное существование различных видов денег наложило отпечаток на металлические деньги. Зачастую металлические деньги сохраняли товарную форму. Так, железные деньги имели форму мотыги, топора, подковы, гвоздей, цепей и т.д.; медные - форму котлов, щитов, колокольчиков; серебряные и золотые - форму ожерелий, колец, брусков, золотого песка.
Первые золотые монеты
приписываются индийскому царю Гигесу (VII век до н. э.). Первым изобразил свой профиль на монете Александр Македонский. Следует добавить, что названия некоторых монет продолжают напоминать об их весовом происхождении, например, английский фунт стерлингов сохраняет до нашего времени название, напоминающее о тех временах, когда металлы обращались не в форме монет, а ценились по весу.
Появление монеты представляет собой завершающий этап в формировании денег. Монета явилась результатом развития товарного производства и обмена.
Товары и деньги имеют общее происхождение
. Однако товары находятся в сфере обращения временно, а деньги являются постоянным спутником этой сферы. Природа денег, в этом отношении, отличается от природы товаров. Деньги, развившись из товара, продолжают оставаться товаром, но товаром, отличающимся от всего прочего товарного мира, своими специфическими свойствами. Как и все товары, деньги обладают стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость товара определяется затратами общественного труда на его изготовление. Потребительная стоимость определяется способностью товара удовлетворять ту или иную потребность человека или общества в целом.
Будучи особым товаром, денежный товар приобретает дополнительную потребительную стоимость, так как начинает выполнять специфическую общественную функцию - быть посредником при обмене товаров на рынке.