Совершенствование финансового контроля в РФ в современных условиях

Предоставление банку финансовой поддержки должно сопровождаться введением Банком России жесткого контроля за его деятельностью и полным запретом (лучше, конечно, добровольным отказом банка) всех видов спекулятивных операций, их кредитования и обеспечения в иной форме (включая операции на валютном рынке не для обеспечения нужд внешней торговли и операции на фондовом рынке).

Контроль за этим процессом должен осуществляться независимо со стороны Банка России (через финансовый контроль за банком-реципиентом), бирж (в первую очередь ММВБ) и надзорных органов (в том числе ФСФР). Без этого финансовая поддержка банков приведет не к стабилизации расчетов, а к активизации спекуляций (как после дефолта 1998 года) и растрате международных резервов, основная часть которых и так находится в недостаточно ликвидной форме (только с 1 по 3 октября они сократились на 10 млрд. долл., с 3 по 10 октября - еще на 15,5 млрд. долл., до 530,6 млрд., а только за 16 октября - еще на 4 млрд. долл., при том, что достигнутый 8 августа максимум составлял 597,5 млрд. долл.).

Результатом может стать девальвация рубля на 13-15% (то есть примерно до уровня 30 руб/долл) уже к концу 2011 года, что дополнительно подстегнет инфляцию, дестабилизирует экономику и все общество.

Установить минимальный уровень государственных расходов по отношению к ВВП, поддерживаемый при необходимости за счет дефицита бюджета, для выполнения неотъемлемых обязательств государства и поддержания минимально необходимого уровня монетизации экономики (так как в условиях депрессии главной проблемой станет отсутствие платежеспособного спроса в экономике из-за сжатия денежной массы).

В реальном секторе выделить стратегически и социально значимые предприятия: в отношении первых нельзя допустить перехода под контроль иностранного капитала или закрытия (пример - ВПК), в отношении вторых - закрытия (пример - градообразующие предприятия). При их неспособности покрывать "кассовые разрывы" предоставлять им краткосрочные кредиты под залог контрольных пакетов акций, в случае госсобственности - под личную ответственность директора.

При невозможности погашения этих кредитов или серьезных финансовых проблемах оказывать финансовую поддержку в обмен на жесткий финансовый контроль и переход контрольного пакета акций в собственность государства (в случае госсобственности должна проводиться тщательная многосторонняя проверка деятельности предприятия и введение жесткого внешнего финансового контроля).

Необходимо стимулировать переход остальных предприятий в случае их неплатежеспособности в собственность кредиторов за долги. Создать Агентство экономической реконструкции, концентрирующее в своих руках всю помощь нефинансовому сектору и управление всем госимуществом (включая госкорпорации) для реализации стратегических задач развития страны, в первую очередь:

Ø модернизации инфраструктуры;

Ø реиндустриализации (восстановления производства критически значимой продукции, не производимой в мире в должных количествах как минимум тремя независимыми производителями);

Ø сохранения, а при необходимости создания спроса на продукцию высокотехнологичных предприятий и на новые разработки, способные стать основой кластеров инновационного роста.

Временно свободные средства госкорпораций должны отчуждаться Агентством экономической реконструкции и направляться на решение задач реиндустриализации и модернизации экономики.

Восстановить систему рефинансирования государством (в основном через Агентство экономической реконструкции) значимых инвестиционных проектов, необходимых для развития страны, но непосильных для частного бизнеса.

Проанализировать все меры по либерализации внешнеэкономических связей и отменить подрывающие конкурентоспособность российской экономики, имея в виду, что кризисные условия создают объективную потребность в усилении протекционизма, а задача присоединения к ВТО утратила свою актуальность.

Установить, что поддержка частного бизнеса в любой форме (включая протекционистские меры) должна сопровождаться его встречными обязательствами перед государством по производству определенной продукции по определенным ценам. Невыполнение этих обязательств должно вести к образованию задолженности соответствующих предприятий перед государством в размере стоимости непроизведенной (или произведенной, но не того качества или ценового диапазона) продукции. Необходимо полностью запретить импорт за государственные средства продукции, производимой в России.

Рассчитать для предприятий, полученных по залоговым аукционам, компенсационный налог в размере разницы между рыночной стоимостью предприятий в момент проведения залоговых аукционов и суммами, уплаченными за них в бюджеты. Взыскать сумму компенсационных налогов с нынешних владельцев этих предприятий пакетами их акций (кроме "ЮКОСа", компенсационный налог по которому считать уплаченным в натуральной форме). В случае выкупа государством данных предприятий предъявить соответствующие денежные требования их бывшим владельцам, у которых был произведен выкуп.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум