Снижение налоговых ставок
. Единый налог на вмененный доход. С введением этой главы Налогового кодекса РФ (вместо ранее действовавшего Закона) значение базовой доходности на единицу физического показателя и сам физический показатель стали устанавливаться федеральным центром. Что касается корректирующих коэффициентов, то К, до сих пор не действует, т. е. «качество» земельного участия места предпринимательской деятельности не учитывается; К, - должен носить понижающий/характер: от 0,1 до 1,0. В результате субфедёральные органы власти лишены возможности адекватно выравнивать уровни налоговой нагрузки у разных субъектов предпринимательской деятельности, а также частично решать финансовые проблемы региональных и местных бюджетов за счет повышения показателя базовой доходности при изменении пропорций распределения регулирующих доходов на очередной финансовый год. А ведь именно специальные налоговые режимы, в том числе единый налог на вмененный доход, должны по замыслу Правительства РФ существенно пополнять субфедеральные бюджеты. В целом регламентация единого налога на вмененный доход понятна, но новый механизм расчета, по мнению автора, усредняет в масштабах страны и отдельной территории налоговое бремя на субъектов малого бизнеса. Налог стал экономически менее обоснован, так как косвенно учитывать выручку, прибыль, балансовую стоимость имущества и тому подобное можно, во-первых, более детализировав виды деятельности, попадающие под единый налог на вмененный доход и по видам - базовую доходность, а во-вторых, расширив возможности корректирующих коэффициентов (К2). Вообще для малого бизнеса следует оставить упрощенную схему налогообложения, причем только по ставке 6% от выручки, а единый налог на вмененный доход - упразднить.
. Налог на добычу полезных ископаемых. Налог на добычу полезных ископаемых формально заменил собой налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В результате исчезла существовавшая ранее финансовая база проведения геологоразведочных работ в масштабах всей страны. Механизм, адекватный зарубежной практике, отсутствует. Частные компании хотя и проводят геологоразведочные работы, но не в интересах страны в целом. Много претензий и к порядку формирования налоговой базы, ставкам, в частности, не учитывается дифференциальная рента.
. Местные налоги. С 1 января 2005 г. в структуре налоговой системы Российской Федерации к местным налогам относят всего два: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Конечно, отмена ранее действующих в соответствии с законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» местных налогов, большинство из которых относилось на финансовые результаты предприятий (организаций), снизило налоговую нагрузку. Кроме того, большинство налогов являлись экономически не эффективными. Однако именно новый состав местных налогов (аналогично региональным) наглядно показал, что никакой нормальной собственной закрепленной финансовой базы региональные бюджеты и соответствующие местные (муниципальные) бюджеты иметь не будут. Проблему межбюджетных отношений в части упорядочивания и наполнения финансовыми ресурсами субфедеральных бюджетов налоговая система Российской Федерации не решает, наоборот, ухудшает. Так как более 90% доходов бюджетной системы РФ в соответствии с отчетами об исполнении федерального бюджета с 2001 г. составляют налоговые доходы, никакое «эффективное управление собственностью» проблему пополнения бюджетов не решит. Ясно, что введено «сметное» обеспечение местных (муниципальных) бюджетов. Автор сомневается, что в ближайшие годы будут реализованы продекларированные механизмы межбюджетных отношений, в том числе четкое разделение расходных полномочий и полное финансовое обеспечение местных и региональных бюджетов на долговременной основе доходными источниками (закрепленными и регулирующими) в соответствии с переданными расходными полномочиями. Так, объем финансовых обязательств государства, по словам вице-премьера РФ А.П. Жукова, в 2,5 раза превышает финансовые возможности, а значит останутся «нефинансируемые» мандаты или государство «поделится» социальными расходами с бюджетами домохозяйств. Реализация Федерального закона № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 01.01.2006 из-за кадровой, структурной и межбюджетной неготовности чревата серьезными социальными последствиями. Если организация финансовых потоков соответствует унитарному государству, тогда следует это признать и соответственно распределять обязательства между уровнями власти.