Зарубежный опыт построения системы межбюджетных отношений
Однако, осуществляемые федеральным центром "опережающие" индексации минимального уровня заработной платы и объема "социальных" выплат будут вынуждать регионы наращивать объемы своих расходов по соответствующим статьям. Вместе с тем, важнейшее значение имеет финансовое положение самих регионов. В 2007 году не ожидается существенных изменений расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с законодательным перераспределением расходных полномочий между федеральным и региональным уровнями.
Высокая самостоятельность бюджетов разных уровней при ведущей роли федерального бюджета и ответственности органов власти за сбалансированность своих территориальных бюджетов, бюджетную обеспеченность положительно скажется на возможности органов региональной и местной власти реализовать свой управленческий потенциал. Целесообразным было бы в дальнейшем предусмотреть стабильность не менее чем на 5 лет и устанавливаемых дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от соответствующих налогов взамен дотаций в сочетании с ежегодным выделением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Немаловажное значение имеет также создание условий для развития экономического и налогового потенциала всех территорий. Укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований зависит в значительной мере от создания у них стимулов для увеличения налоговых поступлений в соответствующие бюджеты. Для этого важно определение состава информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований, и порядка ее предоставления налоговыми органами. Поэтому чрезвычайно актуальна подготовка постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований". Решению финансовых проблем муниципальных образований будет способствовать увеличение на 2 млрд. руб. объема средств на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации раздела 11 проекта федерального бюджета на 2007 год, из которых оказывается поддержка бюджетам муниципальных образований. Эти средства могут быть направлены на повышение заработной платы работников муниципальных бюджетных организаций; разработку налоговой отчетности и системы показателей региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов; проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, а также зданий, принадлежащих муниципальным учреждениям образования и здравоохранения.
Достижение общих целей успешного регионального и муниципального экономического развития возможно только посредством оптимального согласования интересов территорий в единой системе межбюджетных отношений. Для этого необходимо устранить излишнюю централизацию доходов на региональном уровне, привести в соответствие с конституционными функциями местного самоуправления перечень расходных обязательств муниципальных образований; обеспечить муниципалитетам достаточную финансовую базу для самостоятельного развития. Положительное решение данных вопросов во многом зависит от позиции субъекта Федерации и желания муниципальных образований развиваться в соответствии с принципами бюджетного федерализма.
Система налогового регулирования, применяемая в Республике Мордовия, основана на зачислении максимальной доли федеральных и региональных налогов в местные бюджеты. Установление зависимости между нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций в местные бюджеты от долей закупок налогоплательщиками сельскохозяйственной продукции в муниципальных образованиях преследует цель стимулирования сельскохозяйственного производства в районах республики, а, соответственно, и развития в муниципалитетах налогооблагаемой базы по указанным платежам. Применение такой методики способствует более справедливому распределению налоговых доходов, чем установление единых нормативов отчислений регулирующих налогов.
Бюджетная политика субъектов Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений, основанная только на выравнивании уровня минимальной бюджетной обеспеченности, является недостаточной, так как решение проблемы финансовой зависимости муниципальных образований только в контексте реализации стимулирующих механизмов может сформировать универсальную и эффективную стратегию бюджетной политики регионов. В качестве примера можно привести зачисление максимальной доли федеральных и региональных налогов в местные бюджеты; систему оплаты труда муниципальных служащих в Республике Мордовия в зависимости от распределения районов по группам оплаты труда, численности населения муниципалитета, производства мяса, молока, объема реализации сельскохозяйственной продукции, которая способствует реальному увеличению доходной части местных бюджетов, нацелена на создании экономических стимулов для работы муниципальных служащих по развитию налогооблагаемой базы, товарного производства на территории муниципального образования. Не следует также забывать, что реализация основных задач в производственной и социальной сфеpax экономики муниципального образования напрямую связана с финансовыми возможностями, которые складываются не только из местных бюджетов, но и финансов хозяйствующих субъектов, средств населения.