Содержание процессов бюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации
Рассматривая формы бюджетного регулирования применительно к местным бюджетам, целесообразно выделить два потока бюджетных ресурсов: восходящий поток денежных средств, формирующий доходы преимущественно региональных и федерального бюджетов, и нисходящий, обеспечивающий дополнительные поступления централизованных средств из государственных бюджетов в бюджеты муниципальных образований. Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков но уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти выполняют свои полномочия с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.
Механизм формирования восходящего потока финансовых средств определяется государственной налоговой политикой и закрепляется налоговым законодательством. Текущее регулирование осуществляется посредством ежегодного закрепления долей отдельных федеральных и региональных налогов за бюджетами муниципальных образований.
Анализ федерального и регионального бюджетного законодательства [6, 8, 18, 20, 22] дает основания для выделения следующих способов бюджетного регулирования в отношении местных бюджетов:
закрепление доходов на долговременной основе за местными бюджетам. Если речь идет о налоговых доходах, то это налоговое регулирование;
передача в местные бюджеты части доходов субъекта Российской Федерации по нормативам, ежегодно устанавливаемым региональным законом о бюджете;
формирование в региональном бюджете фонда финансовой поддержки муниципальных образований с целью оказания последним нецелевой финансовой помощи;
предоставление муниципальным образованиям бюджетных ссуд, субвенций и субсидий;
осуществление взаимных расчетов между региональным и местными бюджетами. Именно таким образом осуществляется направление нисходящего потока финансовых ресурсов в местные бюджеты.
Возможности бюджетной системы региона заключаются в соотнесении необходимых расходов с предполагаемыми доходами. В случае недостатка собственных доходов для покрытия требуемого объема расходов определяется финансовая помощь бюджетам других уровней из вышестоящего бюджета. Например, в Республике Мордовия расходные обязательства поселений могут финансироваться как из бюджета поселения, так и быть преданными на уровень муниципального района.
Основой бюджетной политики абсолютного большинства субъектов Федерации является установление единого уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Практически выравнивание доходной базы местных бюджетов должно осуществляться путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, устанавливаемых органами государственной власти. Ключевыми элементами системы межбюджетных отношений в соответствии с действующим законодательством являются:
государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека;
минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий минимальный социальные стандарты;
социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении;
норматив минимальной бюджетной обеспеченности - расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам.
Реализация гарантий самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения во многом зависит от закрепления в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения местных бюджетов.
По объему и экономическому значению отчисления от регулирующих налогов занимают ведущее положение в доходах местных бюджетов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории. Из-за отсутствия более эффективных методов постоянное варьирование пропорциями распределения налоговых доходов стало исключительно важным средством вертикального выравнивания бюджетной системы на субрегиональном уровне. Система регулирования местных бюджетов имеет ряд, достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами муниципальные образования независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.