Теоретическое обоснование темы
Благодаря наличию стимулирующей функции налогов государство имеет возможность косвенно воздействовать на функционирование рыночной экономики с целью обеспечения ускоренного развития определенных ее секторов и отраслей. Не всегда желательный с точки зрения общества уровень производства тех или иных товаров может быть обеспечен в результате действия рыночных сил. Если товар представляет собой чистое общественное благо, данная проблема может быть решена только путем прямой организации их производства на государственных предприятиях. По отношению к смешанным общественным благам в ряде случаев достаточно лишь корректировки объема их выпуска с помощью косвенных мер. Как правило, с помощью налоговой системы достигается стимулирование следующих видов деятельности: непроизводственное строительство; осуществление затрат на развитие производства; малое предпринимательство; благотворительная и природоохранная деятельность; создание предприятий, обеспечивающих занятость для определенных категорий населения.
Стимулирующая функция реализуется с помощью системы налоговых льгот, предоставление которых увязывается с определенными признаками налогоплательщика или объекта налогообложения. Налоговые льготы - это законодательно установленные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. В соответствии с российским законодательством нормы, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Это означает, что закон должен ставить в равные условия всех налогоплательщиков, относящихся к одной и той же категории или осуществляющих определенный вид деятельности. Для избирательной поддержки определенных предприятий и организаций должны использоваться не налоги, а государственные расходы.
Наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, региональный, муниципальный и т.п.
Выбирая конкретный вид налога, применяя различные налоговые ставки, дифференцируя принципы взыскания налогов, определяя разных плательщиков налогов, государство имеет возможность построить такую налоговую систему, которая поможет не только формировать госбюджет, но и проводить экономическую политику в зависимости от конъюнктуры макроэкономического развития.
Действующая налоговая система Российской Федерации введена в хозяйственную практику с 1992 года законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с учетом последующих дополнений и изменений. В указанном законе установлены основные принципы налогообложения, состав налогов и налоговая ответственность.
В 2002 г. была введена в действие 25 глава Налогового кодекса. Это привело к появлению в России налогового учета. Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов.
Раньше, для определения налоговой базы, основой служили только данные бухгалтерского учета, что приводило к большому количеству ошибок у налогоплательщика при определении налогооблагаемой прибыли. Теперь для определения налоговой базы налогоплательщик использует данные аналитических регистров налогового учета, которые могут быть представлены в виде разработочных таблиц, группирующих информацию об объектах налогообложения. Данные аналитических регистров, в свою очередь, формируются на основе первичных документов.
Таким образом, подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы.
Необходимо отметить, что налоговые органы и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Именно налогоплательщик фиксирует в своей налоговой политике порядок ведения налогового учета и применяет его последовательно от одного налогового периода к другому. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде, сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
Таким образом, налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.
В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе Российской Федерации действует 14 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режима, а именно: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.