Анализ кассовых и фактических расходов
Для проведения правильного анализа отклонений кассовых расходов от фактических необходимо хорошо знать причины, которые могут привести к таким отклонениям по каждой подстатье сметы расходов. Эти причины вытекают из особенностей учета кассовых и фактических расходов по каждой подстатье и элементу расходов. Изучение существующей между ними объективной взаимосвязи и зависимости позволяет выявить производственные и финансовые ситуации, возникшие в процессе исполнения сметы расходов.
Фактические расходы представляют собой затраты отчетного периода на содержание бюджетного учреждения, списанные в установленном порядке. Их изучение позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств установить степень соответствия расходов объему выполненной работы или установленным нормам.
Кассовыми расходами являются затраты бюджетных средств в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или в порядке безналичных расчетов. К кассовым относятся расходы на вьплату заработной платы, на выдачу авансов на командировки, на мелкие хозяйственные расходы, оплату счетов поставщиков товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг. Они являются показателем полноты использования выделенного финансирования или перечисленных средств. Поэтому при внесении учреждением каких-либо сумм на счет в банке бюджетные ассигнования восстанавливаются, а кассовый расход уменьшается.
При характеристике связи между кассовыми и фактическими расходами необходимо исходить из того, что перечисление средств из бюджета учреждениям осуществляется согласно утвержденной смете расходов. Она отражает потребность учреждения в денежных ресурсах для хозяйственных операций , связанных с их деятельностью в текущем бюджетном году.
Кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы- полноту их использования. Чтобы определить сумму фактических расходов, необходимо прибавить остатки кредиторской задолженности на конец года и вычесть эти остатки на начало года, или прибавить по счетам материалов, дебиторской задолженности подотчетных лиц на начало года и из полученной суммы вычесть их остатки на конец года.
Изучение отклонений между кассовыми и фактическими расходами осуществляется в целом по смете и по отдельным ее подстатьям. Показатели. необходимые для общей характеристики соотношения между ними, приведены в таблице 4.
Из данных таблицы 5 следует, что фактический расход в целом превышает кассовый на сумму1077,8 тыс.руб. Кроме общего превышения наблюдается повышение по отдельным подстатьям и элементам расходов. Так фактические расходы на оплату труда превышают кассовые на -434,3 тыс. руб., приобретение предметов снабжения и расходных материалов на -747,3 тыс. руб., расходы по капитальным вложениям в основные фонды -на 191,7 тыс. руб., оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря -на 40,5тыс. руб.
Таблица 5. Кассовые и фактические расходы, тыс. руб. за 2010 год
Статьи, подстатьи и элементы расходов |
Кассовые расходы |
Фактические расходы |
Превышение | |
касс. над факт. |
факт над касс. | |||
Текущие расходы |
15878,2 |
16764,3 |
0 |
886,1 |
Закупки товаров и оплата услуг |
15878,2 |
16764,3 |
0 |
886,1 |
Оплата труда |
5212,9 |
5647,2 |
0 |
434,3 |
Начисления на оплату труда |
2098,8 |
2008,8 |
90 |
0 |
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов |
5638,8 |
6386,1 |
0 |
747,3 |
Канцелярские принадлежности |
593 |
601,1 |
0 |
8,1 |
Мягкий инвентарь |
2308,9 |
3120,9 |
0 |
812 |
Оплата транспортных услуг |
849,9 |
862,9 |
0 |
13 |
Оплата услуг связи |
2284,2 |
3094,6 |
6,1 |
0 |
Оплата коммунальных услуг |
1673,6 |
1423,6 |
250 |
0 |
Прочие текущие расходы на оплату услуг |
359,3 |
399,2 |
0 |
39,9 |
Оплата текущего ремонта оборудования |
345,3 |
385,8 |
0 |
39,9 |
Прочие текущие расходы |
14 |
13,4 |
0,6 |
0 |
Капитальные вложения в основные фонды |
1024,9 |
1009,1 |
0 |
0 |
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования |
15,8 |
15,8 |
0 |
0 |
Капитальный ремонт |
1009,1 |
1009,1 |
0 |
0 |
Расходы, покрываемые за счет средств бюджета |
11567 |
12657 |
0 |
1077,8 |