Особенности финансирования основных направлений демографической политики
Как уже было отмечено, при решении демографических проблем в Российской Федерации выделяют основные направления демографической политики с дальнейшим выделением средств на их финансирование, основными из которых являются здравоохранение и семейная политика.
Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Система финансирования данной отрасли является важной частью для принятия мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения.
На сегодняшний день финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования.
В Российской Федерации к настоящему моменту сложилась и применяется бюджетно-страховая модель, при которой предусматривается государственное финансирование медицинских учреждений, дополненное внебюджетными источниками в виде страховых взносов работодателей и страховых платежей органов исполнительной власти субъектов РФ на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
При этом источниками финансирования системы здравоохранения Российской Федерации являются нижеперечисленные.
1) Общие налоговые доходы всех видов и уровней бюджетной системы. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.
2) Целевые налоговые поступления, к которым относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
) Страховой взнос на обязательное медицинское страхование во внебюджетный фонд обязательного медицинского страхования. Взнос на ОМС исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда.
) Личные средства граждан и иные источники. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы и пожертвования.
Особенно следует отметить об обязательном медицинском страховании в РФ, которое является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих утвержденным программам. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование на сегодняшний день является Закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года.
Для реализации ОМС созданы специальные внебюджетные фонды - федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Система финансирования здравоохранения по программе обязательного медицинского страхования представлена на рисунке 1.
Внебюджетные средства |
Бюджетные ассигнования Страхование работников бюджетной сферы |
Обязательные взносы работодателей |