Методика анализа финансового состояния предприятия
Предложенная система показателей позволяет в комплексе получить представление о платежеспособности предприятия и тенденциях ее развития.
5) анализ деловой активности
Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обуславливается главным образом его деловой активностью.
В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение предприятия на рынках продукции, труда, капитала. В контексте финансового анализа, деловая активность рассматривается как некоторая характеристика масштаба деятельности предприятия и его способности генерировать в процессе деятельности устойчивый поток доходов без относительно сопутствующих расходов [9, с.83].
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств. Чем выше скорость оборота активов предприятия, особенно товарно-материальных запасов, то есть чем чаще оборачиваются активы в процессе деятельности организации, тем выше ее доходность [15, с.149].
Деловая активность характеризуется качественными и количественными показателями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта (как внутренних, так и внешних), деловая репутация организации и ее клиентов, конкурентоспособность товара, и т.д.
Количественная оценка даётся по двум направлениям:
1) исследование динамики и соотношения темпов роста абсолютных показателей: основных оценочных показателей деятельности организации (выручка и прибыль) и средняя величина активов;
2) изучение значений и динамики относительных показателей, характеризующих уровень эффективности использования авансированных и потребленных ресурсов организации.
При изучении сравнительной динамики абсолютных показателей деловой активности оценивается соответствие следующему оптимальному соотношению, получившему название «золотого правила экономики организации» [32, с.24]:
Тп > Тв > Та > 100%,
где Тп - темп роста прибыли;
Тв - темп роста выручки от продаж;
Та - темп роста средней величины активов.
Данное соотношение означает:
· во-первых, прибыль увеличивается более высокими темпами по сравнению с темпом роста выручки от продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения, и увеличении рентабельности деятельности;
· во-вторых, выручка от продаж возрастает более высокими темпами по сравнению с увеличением активов (капитала) предприятия, т.е. ресурсы предприятия используются более эффективно и происходит ускорение оборачиваемости активов;
· в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.
Относительные показатели деловой активности представлены в Приложении 2.
6) анализ рентабельности
С деловой активностью тесно связана оценка результативности работы предприятия, или оценка рентабельности. Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса [31, с.296].
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Система показателей рентабельности основывается на составе имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финансовых операциях.
Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности:
R = П / V (10)
В качестве числителя может выступать: прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, валовая прибыль. В качестве знаменателя могут выступать: активы организации, собственный капитал, выручка, себестоимость проданной продукции и др.
На практике выделилась следующая группа показателей рентабельности, рассчитываемых на базе финансовой отчетности:
· рентабельность активов - равна отношению прибыли к среднегодовой стоимости активов;
· общая рентабельность собственного капитала - равна отношению прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала;
· рентабельность продаж - равна отношению прибыли к выручке от реализации продукции;
· рентабельность продукции - равна отношению прибыли к полной себестоимости проданной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы.
На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования [38, с.243].