Разработка программы укрепления финансового состояния
Выкуп долговых обязательств с дисконтом - одна из наиболее желательных мер. Кризисное состояние предприятия-должника обесценивает его долги, поэтому и возникает возможность выкупить их со значительным дисконтом. Тонкость данного решения в рамках стабилизационной программы заключается в условиях, на которых можно провести выкуп.
Анализ опыта российских предприятий, находящихся в тяжелом финансовом состоянии, показывает, что большая их часть имеет похожую структуру текущих обязательств, в частности:
- обязательства по расчетам с разными дебиторами и кредиторами - 60,4%;
- обязательства по налогам и отчислениям - 11,6%.
Важнейшей задачей финансового укрепления является минимизация текущих затрат, прежде всего коммунальных платежей. Данные меры направлены на сокращение потоков обязательств и дефицита денежных средств.
Меры финансового оздоровления, направленные на реструктуризацию кредиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной, могут предусматривать следующие процедуры:
- отсрочки и рассрочки платежей;
- зачет взаимных платежных требований (взаимозачет);
- переоформление задолженности в виде займа;
- продажу долговых обязательств;
- перевод краткосрочных обязательств в долгосрочные.
Разработка стратегии и программы действий. Разработка стратегии и программы действий по ее осуществлению означает переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы, на полученные отрицательные результаты - «плестись в хвосте событий») к управлению на основе анализа и прогноза. Выработка стратегии осуществляется на основе прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления, анализа сильных и слабых сторон предприятия.
Стратегия предприятия включает в себя.
. Стратегию поведения на рынке (выбор районов влияния, занимаемая доля рынка, группы потребителей, выбор стратегии деятельности - конкуренция, расширение рынка; ценовая стратегия - лидерство по издержкам, дифференциация, ниша и т. д.).
2. В соответствии со стратегией рыночного поведения определяется система действий (или политик):
- снабженческо-сбытовая;
- ценовая;
- финансовая;
- кадровая и управление персоналом;
- разрабатывается программа мер, обеспечивающих ее осуществление.
. В соответствии с основными направлениями деятельности и избранной стратегией определяется, как должна быть изменена организационно-управленческая структура. При разработке стратегии и программы действий уточняются цели и пути их достижения, делаются более глубокий анализ и более тщательная оценка эффективности и степени риска мероприятий [20].
В этом направление были предприняты следующие шаги.
. Сокращение числа поставщиков оборудования и как следствие уменьшение затрат на логистику и складское хранение оборудования. Исходя из транспортных расходов на единицу автопарка в день ЗАО -560 рублей, и общего количества транспортные средств (3 грузовых микроавтобуса), это дает 18480 рублей ежемесячно.
2. Были отменены компенсации и часть соцпакета для сотрудников, на общую сумму - 1840 рублей на человека. В итоговой сумме: 82800 рублей в месяц.
Далее рассмотрим возможные пути повышения платежеспособности ЗАО «Компьютерные системы» на перспективу.