Развитие и совершенствование рынка лизинговых отношений в Украине
финансово-экономического и организационного обеспечения лизинга.
Нельзя не согласиться с мыслью о том, что Закон Украины "О лизинге", где основные положения отвечают основам теории лизинга, в то же время имеет ограниченное применение на практике, что не содействует развитию лизинговых отношений. Можно говорить о необходимости пересмотра Закона Украины "О лизинге" Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" и других нормативных актов. Также необходимо учитывать существующие проблемы во время обсуждения проекта Налогового Кодекса.
На мой взгляд, в ближайшее время необходимо ликвидировать противоречия действующего законодательства относительно лизинговых отношений, сделав его недвусмысленным и согласовав с другими нормативно-правовыми актами. В связи с этим в плане обсуждения и улучшения нормативно-правовой регуляции лизинга в рамках комплексного подхода реформирования лизинговой сферы на общегосударственном уровне целесообразно предложить и устранить неоправданные ограничения на сроки договоров финансового лизинга. Этого можно достичь двумя способами:
- устранить или уменьшить зависимость сроков договоров финансового лизинга от амортизации стоимости объекта лизинга, изменив трактовку финансового лизинга в Законе Украины "О лизинге";
- или увеличить коэффициент ускоренной амортизации для объектов финансового лизинга.
На мой взгляд, важным заданием является обеспечение стабильности норм амортизации с целью преодоления неопределенности срока окончания договора финансового лизинга, что связано с ежегодными изменениями норм амортизации с введением понижающих коэффициентов амортизации, и исходя из того, что лизинговые отношения имеют середне- и долгосрочный характер.
Стоит обратить особенное внимание на вопрос формирования льготного режима для лизинговых операций в Украине, что вызывает дискуссию среди властных структур и деловых кругов. На сегодняшний день существуют предложения относительно уменьшения ставок НДС и налога на прибыль для лизингодателей. Из другой стороны, некоторые экономисты выражают мнения о ненадобности льгот для лизинговых компаний, поскольку, по их мнению, наличие льгот всегда может предусматривать лазейку в законодательстве и этим будут пользоваться недобросовестные предприниматели. Выражаются также идеи относительно необходимости предусмотреть льготы для лизингополучателей, и таким образом облегчить им доступ к инвестициям и использовать их для развития своего производства.
Как показывает зарубежный опыт, в современном мире налоговые льготы не являются основным фактором развития лизинга. Это подтверждается тем фактом, что темпы роста лизинговых операций не остановились после отмены налоговых льгот некоторыми развитыми странами, в частности США в середине 80-х гг. Однако в начале своего становления лизинг активно поддерживался государством. Благоприятный налоговый режим стал толчком для развития лизинга, дополнительным мотивом для инвестирования за счет лизинга в основные фонды.[8,31]
Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что лизинг в Украине находится именно на начальном этапе и нуждается в специальных условиях для своего развития. Поэтому внедрение режима стимулирования проведения лизинговых операций, так или иначе, должно предусматривать внедрение в какой-то форме налоговые льготы. Лизинг должен стать тем инструментом, с помощью которого часть доходов можно было бы вывести из-под налогового пресса и направить на самофинансирование новых технологий и оборудования.