Организация процесса бюджетирования в ОАО «РЖД»
Центральный аппарат ОАО «РЖД на основе представленных филиалами бюджетов производит формирование первоначальных консолидированных плановых бюджетов по ОАО «РЖД» в целом и балансировку финансовых бюджетов. Консолидированные бюджеты направляются в Департамент планирования и бюджетирования для согласования и последующего утверждения в аппарате управления ОАО «РЖД» и Советом директоров, а затем на утверждение Правительства РФ и Президента ОАО «РЖД», после чего доводятся до соответствующих структурных подразделений ОАО «РЖД».
В течение отчетного периода по мере исполнения бюджетов их фактическое выполнение отражается в отчетах структурных подразделений. Отчеты по выполнению бюджетов структурными подразделениями консолидируются отделениями, филиалами, в подчинении которых они находятся. Те, в свою очередь, консолидируются на уровне ОАО «РЖД» в целом и получают консолидированный отчет по исполнению бюджета ОАО «РЖД». Отчеты по выполнению бюджетов разрабатываются на каждом соответствующем иерархическом уровне, каждым функциональным подразделением каждый месяц, квартал, год. В отчете приводятся плановые и фактические значения показателей бюджетов за два отчетных периода (плановый и предшествующий), процент (относительная величина) планового задания, процент выполнения плана и темп роста к предшествующему периоду (табл. 31).
Хотя методика формирования бюджетов как инструмента планирования и контроля производства едина для всех отраслей народного хозяйства, вместе с тем формы и содержание бюджетов различаются и зависят от технологических и организационных особенностей предприятий. В системе бюджетного управления ОАО «РЖД» применяют следующий пакет целевых бюджетов: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет мотивации, бюджет затрат, бюджет запасов и закупок, бюджет доходов и расходов, которые составляют операционный бюджет. Финансовый бюджет включает: бюджет капитальных вложений, бюджет кредитов и займов, бюд-жет движения дебиторской и кредиторской задолженности, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс и мастер-бюджет. Содержание каждого бюджета и порядок их заполнения приведен в Альбоме форм сводных бюджетов и в Методических рекомендациях по заполнению сводных бюджетов ОАО «РЖД». Порядок формирования бюджетов определен Регламентом бюджетного управления ОАО «РЖД».
Заключение
Всегда нужно помнить, что внутрифирменное бюджетирование - это не столько инструмент, сколько управленческая технология, сто бюджетирование - это показатель качества управления в компании, соответствия уровня ее менеджмента и принимаемых управленческих решений современным требованиям. Совершенствование систем бюджетирования продолжается до сих пор.
Вопрос о внедрении внутрифирменного бюджетирования уже не то что назрел, а перезрел. Дальнейшие проволочки нашего менеджмента в этой сфере чреваты куда большими неприятностями, чем неплатежи или хронически удручающее финансовое состояние все большего числа предприятий (что помимо прочего делает их неинтересными как объект инвестирования и потому еще более подрывает основу дальнейшего развития). Куда более серьезной представляется опасность нарастающего отставания нашего менеджмента от ведущих стран мира, наглядно проявляющееся и в сфере управления финансами.
Итак, диагноз однозначен: полноценное бюджетирование- редкость. Нет понимания того, что большинство финансовых проблем наших предприятий возникает от недостаточного умения управлять финансами. Что неплатежи - это не только, а часто и не столько результат изъянов бюджетной политики правительства, сколько отсутствия у руководителей четкой информации и надлежащего контроля за движением финансовых потоков (а может быть, и желания навести порядок в этой области )