Проблемы развития кредитно-финансовых институтов в России
Серьезной проблемой банковской системы РФ является неравномерное распределение банков по регионам. Региональные различия в характеристиках кредитного рынка в России весьма значительны, и можно сказать, контрастны. Прежде всего, это касается институциональных показателей региональных кредитных рынков. Статистика свидетельствует (рис. 1), что более половины действующих кредитных организаций страны сосредоточены в Центральном федеральном округе, в том числе в г. Москве и Московской области - около 58%. Приблизительно по 12% от общего числа кредитных организации приходится на долю Приволжского федерального округа. Это значит, что банковское дело сконцентрировано в основном в европейской части страны.
На региональном кредитном рынке действуют не только местные кредитные организации, в некоторых федеральных округах количество филиалов кредитных организаций других регионов в несколько раз превышает количество филиалов местных банков. Конечно же, необходимо помнить, что в числе этих филиалов весьма значительна доля филиалов Сбербанка России.
Подсчитав соотношение количества филиалов кредитных организаций других регионов и количества филиалов местных кредитных организаций можно получить представление о степени взаимного переплетения интересов банковского бизнеса в регионе, межрегиональной конкуренции.
Необходимо отметить, что Москва и Московская область в наименьшей степени испытывают «вторжение» банков других регионов на свой внутренний кредитный рынок, и это понятно, ведь именно московские банки традиционно занимают верхние строки в банковских рейтингах и обладают высоким конкурентным потенциалом. Наиболее сильно присутствие «чужих» банков ощущается в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах, доля названных кредитных организаций в этих регионах составляет более 80%. В среднем в каждом регионе 60-70% всех филиалов кредитных организаций составляют филиалы банков других регионов, что способствует перераспределению кредитных ресурсов из ресурсоизбыточных регионов (каковым является Московский регион) в другие регионы.
Весьма показателен и качественный состав банков. Из 170 крупнейших банков с величиной зарегистрированного уставного капитала от 300 млн. рублей, 137 находятся в Москве и Московской области. Наибольшую часть московских банков - 21,9 1%, составляют банки с уставным капиталом от 30 до 60 млн. рублей, мелких банков здесь совсем немного. В регионах банковская система представлена, в основном, средними и мелкими банками. Наиболее выдающиеся показатели развития банковской сети демонстрируют Приволжский федеральный округ, в котором общее количество банков почти в два раза превышает среднее число банков в других регионах.
В целом по России уровень концентрации банковских активов очень высок - 91 банк (9% от их общего числа по стране) в начале 2011 года сосредоточивали в своих руках 80% всех активов банковской системы. Наиболее высока степень концентрации банковских активов в Центральном федеральном округе, где 4,1% общего числа кредитных организаций региона (42 кредитных организации) сосредоточили 80% всех банковских активов, еще выше этот показатель в Москве и Московской области, где 0,5% общего числа банков сосредоточили 80% активов.
В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны защищают вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов. Первая, американская, предусматривает создание особого государственного (или контролируемого государством) органа, участие кредитных организаций и совместное финансирование системы гарантий, как за счет взносов банков, так и государственных средств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют союзы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.
Российские и западные экономисты не однозначно относятся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые банки в глазах вкладчиков и тем самым препятствует действию рыночных механизмов, другие полагают, что на стадии становления рыночной банковской системы подобная мера необходима.
Проект закона об обязательном страховании вкладов был подготовлен в РФ еще несколько лет назад, но до сих пор не принят. По мнению руководителя ЦБ РФ В. Геращенко в нем нет большой необходимости. В отсутствии закона вкладчики сами на свой страх и риск решают вопрос о надежности того или иного банка. Однако для принятия решения необходима информация.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ №192-У от 27 марта 1998 г. «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков» с последующими изменениями и дополнениями банки в местах своей работы по приему и выдаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка, должны быть доступны для ознакомления аудиторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса (по счетам 2-го порядка) и отчета о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтерских счетов (баланс) должна обновляться ежемесячно.