Организация налогового контроля в сфере налогообложения доходов физических лиц
предоставляется возможность налоговым органам проводить анализ по результатам камеральных проверок для отбора налогоплательщиков по проведению выездных проверок с помощью программных комплексов. Недостатком существующего программного обеспечения является то, что предполагается значительная автоматизация камеральных проверок, а отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок осуществляется в запросном режиме.
Несмотря на сокращение выездных налоговых проверок, они остаются одним из результативных составляющих налогового контроля за деятельностью физических лиц. Данные, позволяющие провести сравнительный анализ эффективности камеральных и выездных проверок, представлены в (таб. 3.)
На основании данных представленной таблицы эффективность выездных проверок за деятельностью физических лиц по сумме доначисленных налогов при снижении количества проверок, имела рост в сумме доначислений на 1 проверку.
Эта ситуация свидетельствует о том, что имеет место определенная диспропорция фактически сложившихся темпов роста сравниваемых показателей выездных налоговых проверок и основное снижение доначислений по камеральным проверкам за счет повышения эффективности функционирования отделов выездных проверок налоговых органов. Снижение результативности доначислений на одну камеральную проверку вызвано сложностью механизма проведения самих проверок. По другим субъектам Российской Федерации тенденции и ситуации по налоговому контролю аналогичны.
Таблица 3. Сравнительный анализ эффективности выездных и камеральных проверок по РС (Я)
Виды проверок и показатели эффективности |
2007 |
2008 |
2009 |
Выездные |
226 |
193 |
227 |
Доначисленные налоги тыс.руб. |
278 |
351,26 |
842,17 |
Сумма доначисленных налогов в расчете на 1 проверку тыс. руб. |
1,23 |
1,82 |
3,71 |
Камеральные проверки |
23066 |
31974 |
61124 |
Доначисленные налоги тыс. руб. |
253,8 |
159,87 |
244,5 |
Сумма доначисленных налогов в расчете на 1 проверку тыс. руб. |
0,011 |
0,005 |
0.004 |
Контрольная работа налоговых органов последнее время имела больше фискальную направленность, с целью максимального сбора налогов с налогоплательщиков с выявлением налоговых правонарушений.
При осуществлении выездных и камеральных проверок налоговыми органами устанавливаются регулярно случаи применения предприятиями схемы «оптимизации» - уклонения от налогообложения, направленные на:
сокрытие заработной платы налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями за счет неполного отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности сумм выплаченной заработной платы.
Также основными нарушениями, регулярно выявляемыми в ходе налоговых проверок, являются:
нарушение порядка ведения учета доходов и расходов;
неправильное определение сумм облагаемого дохода;
уменьшение налоговой базы за счет включения в расходы документально не подтвержденных затрат;