Реформирование налоговой политики
фискальный социальный налог акциз
В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на создание эффективной, стабильной и конкурентоспособной налоговой системы, которая одновременно будет способствовать снижению рисков бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики по-прежнему остаются поддержка инновационной деятельности, а также поддержка деятельности в области образования и здравоохранения.
В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».
Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях являются:
. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о бюджетной политике в 2012-2014 гг. предусмотрено снижение на 2012-2013 гг. совокупного тарифа обязательных страховых взносов для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 20 процентов.
В настоящее время также формируются предложения по поддержке компаний в сфере разработки IT-технологий и программного обеспечения, в том числе в форме снижения максимальной ставки страховых взносов.
Будет завершена работа над внесенным Правительством Российской Федерации проектом федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.
. Налоговое стимулирование развития человеческого капитала.
Совершенствование системы стимулирующих вычетов при исчислении налога на доходы граждан. Первым шагом являются предложения по увеличению размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на каждого третьего и последующего ребенка. В частности, вычет в размере 3 тысячи рублей будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка. Одновременно подлежит отмене действующий стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, предоставляемый в настоящее время для всех налогоплательщиков.
. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
Регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот является одним из важнейших элементов налоговой политики, поскольку увеличение количества предоставляемых льгот в отсутствие сведений об их результативности не только приводит к выпадающим доходам бюджетной системы, но и дискредитирует саму идею предоставления налоговых льгот.
Проведение мониторинга востребованности налоговых стимулирующих механизмов возможно на основе отчетности Федеральной налоговой службы, формируемой на базе информации, содержащейся в налоговых декларациях, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы.
Для проведения мониторинга в существующие формы налоговых деклараций были внесены изменения, направленные на получение сведений, характеризующих количественные параметры использования налогоплательщиками определенного перечня налоговых льгот.
Проведенный анализ позволит сделать выводы об уровне востребованности и доступности конкретных льгот, о результатах их применения с точки зрения соответствия изначально поставленным целям, что позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить «налоговые расходы» бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на более востребованные направления.
В данную группу необходимо также отнести развитие форм мониторинга поступления страховых взносов (не относятся к налогам) во внебюджетные фонды и разработку периодической объективной отчетности.
. Акцизное налогообложение.
В прогнозный период государство продолжит реализовывать политику опережающего увеличения ставок акцизов на отдельную подакцизную продукцию, в частности, на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.
Одновременно с этим повышение акцизов на алкогольную продукцию с высоким содержанием спирта (объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов) будет производиться опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами.