Основные направления реформирования бюджетного процесса

Необходимо учитывать, что реформа бюджетного процесса неотделима от других проводимых реформ. Нельзя провести, например, реформу, связанную с изменением подходов к БОР, без проводимой сейчас административной реформы, потому что функции, полномочия, задачи органов власти определяются именно в рамках административной реформы. Поэтому на вопрос, что может дать России переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат, я бы ответила так: это создание эффективной системы управления общественными финансами, которая в свою очередь входит в общую систему, направленную на повышение эффективности органов управления и власти в целом в интересах общества, в том числе с целью создания, поддержания и развития гражданского общества.

В недавнем прошлом значение закона о бюджете было чрезвычайно завышено. К сожалению, больше внимания уделялось собственно ассигнованиям из бюджета, нежели тому, что лежит в основе тех объемов ассигнований, которые утверждаются в законе о бюджете. И только с 2004 г. рассмотрение вопросов бюджета и его места в системе выполнения публичными образованиями своих функций изменилось, и на первый план вышло понятие «расходные обязательства публично-правового образования». Я считаю, что это главное изменение в бюджетном процессе. В том же году после внесения ряда поправок в БК РФ главную роль в бюджетном процессе стали играть понятия «расходные обязательства РФ» и «расходные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований». В настоящее время в БК РФ определено, что бюджет России, бюджет субъекта РФ, муниципального образования формируется исходя из объемов расходных обязательств, обусловленных возложенными на соответствующие органы власти полномочиями. Нужно понимать, что в законе о бюджете как таковом (документе, который рассматривается в парламенте) всего лишь определяется объем финансовых ресурсов, возникающих в течение одного финансового года: сколько доходов мы реально получим и сколько расходов реально произведем с января по декабрь очередного финансового года. Но раньше очень мало внимания уделялось тому, что же является источниками порождения доходов или платежей по расходам, то есть соотношению первичных базовых определений, таких как активы и обязательства государства. Активы государства - это право требовать уплаты налогов (налоговое законодательство, нормативно-правовые акты, регулирующие процесс управления федеральным имуществом, иными словами, то, что порождает денежные потоки в рамках управления указанными активами). Расходные же обязательства государства возникают в силу публично-правовых документов (законов) или гражданско-правовых договоров, участниками которых является Россия, субъект РФ или муниципальное образование. В этом смысле главное изменение в бюджетном процессе при формировании бюджета связано с тем, что сейчас акцент переносится именно на понятие «расходные обязательства конкретного публично-правового образования». Появление данного института позволило иначе взглянуть на весь бюджетный процесс. В дальнейшем все изменения бюджетного законодательства, бюджетного процесса будут обусловлены развитием именно этих институтов. Сейчас мы больше говорим о понятии «действующие расходные обязательства», то есть об обязательствах, которые уже приняты и не подлежат пересмотру. Они являются основой для формирования бюджета. Если при рассмотрении бюджета возникает возможность изыскать дополнительные финансовые ресурсы, то появляется следующее определение - «новые расходные обязательства», которые позволяют принять нормативно-правовой акт, либо заключить договор на выполнение работ или оказание услуг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум