Сокращение общего числа налогов
Что касается сокращения числа налогов, то, пожалуй, самые важные поправки в первую часть Налогового кодекса касаются перечня налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации. С 2005 года, когда изменения вступили в силу, налогов и сборов осталось всего пятнадцать. К федеральным налогам отнесены:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
налог на наследование или дарение;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог остаются региональными налогами. К местным налогам, как и прежде, отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Не изменяется перечень специальных налоговых режимов.
С вступлением в силу этих поправок утратил силу Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы Российской Федерации», а налоги и сборы, не установленные Налоговым кодексом, взиматься не будут. Таким образом, с 2005 года не нужно платить налог на рекламу, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация», а также сборы за выдачу лицензий и право на производство алкогольной продукции.
Платежи за пользование природными ресурсами и таможенная пошлина также не вошли в перечень налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом. Но, как пояснили в Департаменте налоговой политики МНС России, на их взимании это не отразилось, поскольку эти платежи носят неналоговый характер.
Региональные налоги по-прежнему вводятся в действие законами субъектов РФ. А порядок ввода в действие местных налогов изменится. Поправками устанавливается, что местные налоги на конкретных территориях вводятся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Если такие акты не будут приняты, налог на соответствующей территории взиматься не будет.
Согласно поправкам, принимая решение о вводе на своей территории того или иного налога, регионы и муниципалитеты могут определять ставки, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. А вот утверждать формы отчетности по налогу региональные и местные власти не вправе.
Заключение
Оценивая перспективы продолжающейся реформы налогообложения, следует исходить из понимания того, что Россия является страной, стремящейся стать равноправным членом мирового и европейского рынка, хозяйственные субъекты которой последовательно включаются в процесс международного разделения труда. В этих условиях необходима переориентация налоговой реформы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, естественно, с учетом особенностей отечественной экономики. Нельзя игнорировать существования единой концептуальной основы, определяющей важнейшие направления развития налоговых систем в условиях современной рыночной экономики. Важно также учитывать общемировые тенденции гармонизации национальных налоговых структур и унификации принципов начисления основных видов налогов, постоянно углубляющиеся в процессе активного развития интеграционных процессов в мировом хозяйственном комплексе.
Исходя из принципа сбалансированности приоритетных задач государственной налоговой политики можно определить основные подходы к созданию модели эффективной налоговой системы для российской экономики, включающей следующие положения.