Пути оптимизации налогообложения РФ
Условием успешного развития экономики любой страны является динамичный рост производства. Сдерживающее влияние на этот рост может оказать чрезмерный объем изъятия части дохода налогоплательщиков в виде налоговых платежей и платежей в социальные фонды (далее по тексту - налоговых платежей). Совокупное воздействие налогов на налогоплательщика характеризуется понятием "налоговое бремя", определяемое как соотношение полученного налогоплательщиком дохода и суммы уплаченных налоговых платежей. При оценке налогового бремени за период анализа обычно берется финансовый год.
Анализ развития современного общества позволяет обоснованно утверждать, что высокая динамичность развития экономики в существенной степени обусловлена совершенностью налоговой системы. Находящаяся в настоящее время в стадии завершения реформа налоговой системы страны в существенной степени облегчила условия экономической деятельности налогоплательщиков посредством сокращения числа налогов, упрощения законодательства, уменьшения налогового бремени путем сокращения ставок налогообложения по ряду налогов, структурной перестройки налоговых органов с учетом интересов их взаимодействия с налогоплательщиками.
Однако при сокращении налогового бремени приходится считаться с тем, что минимизация объема налоговых изъятий должна существенно повышать для субъектов налогообложения мотивацию развития производства при одновременном наполнении бюджета в объеме, достаточном для финансового обеспечения деятельности государства.
В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц. В частности, в РБ в 2007 г. налоговые платежи предприятий (юридических лиц) составили более 90% от общих поступлений.
В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долго временной перспективе улучшатся условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства. Указанные перспективы, безусловно, заманчивы для экономики страны, однако требуют количественных оценок:
длительности временного интервала падения налоговых поступлений; потерь бюджета (хотя и временных) при сокращении налоговых ставок; времени наступления положительного эффекта;
собственно масштабов ожидаемого роста доходов;
реально необходимого изменения объемов производства.
Не имея ответа на поставленные вопросы, крайне рискованно предпринимать какие-либо радикальные шаги в части налогообложения, учитывая важность вопросов текущего и перспективного наполнения бюджета. Опытное получение перечисленных оценок также рискованно и, естественно, неприемлемо, что делает весьма актуальной задачу теоретического анализа возможных событий.
Реформирование налоговой системы в соответствии с Налоговым кодексом РФ включает следующие основные направления:
уменьшение общего количества налогов и сборов, отмену неэффективных налогов, унификацию налогов и иных обязательных платежей; налогообложение бюджет платежеспособность лаффер
введение новых налогов (на игорный бизнес, с продаж, доходы от капитала);
сокращение налоговых льгот при сохранении тех из них, которые способствуют научно-техническому прогрессу, благотворительной деятельности, защите малоимущих и слабо защищенных граждан;
систематизацию норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, отмену множества подзаконных актов;
регламентацию взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, правил налоговых проверок, процедур уплаты налогов.