Правовое регулирование рынка финансовых услуг в Российской Федерации
Положительным моментом Закона о защите конкуренции является уточнение понятия группы лиц. Отдельная глава - глава 5 посвящена предоставлению государственной или муниципальной помощи.
В Законе о защите конкуренции приведены определения основных понятий, в том числе товарного рынка, но, к сожалению, отсутствует определение понятия финансового рынка. Целесообразно дополнить ст. 4 Закона следующим абзацем: «Рынок финансовых услуг представляет собой систему денежных отношений, функционирующую путем взаимодействия субъектов рынка финансовых услуг и обеспечивающую получение прибыли финансовыми организациями и удовлетворение потребностей получателей финансовых услуг».
Согласно п. 7 ст. 4 Закона конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Это определение необходимо дополнить словами: «рынке финансовых услуг».
Принятие Закона о защите конкуренции - серьезный шаг законодателя на пути совершенствования антимонопольного законодательства как на товарном рынке, так и на рынке финансовых услуг. Необходимо уточнять антимонопольную политику, целью которой является создание равных конкурентных условий для всех участников гражданского оборота. Антимонопольное законодательство невозможно формировать вне взаимодействия с нормами гражданского, уголовного и административного права, так как оно - яркий пример сочетания публичного и частного права.
Также, к правовым основам регулирования рынка финансовых услуг можно отнести следующие нормативно-правовые акты:
Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Среди подзаконных актов, в той или иной степени регулирующих вопросы рынка финансовых услуг, следует обратить внимание, например, на:
Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 № 334 «Об установлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитных организаций) в целях осуществления антимонопольного контроля»;
- Приказ МАП РФ от 31.03.2003 № 86 «Об утверждении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»);
Приказ Росстрахнадзора от 04.04.2005 № 33 «О закреплении территорий субъектов Российской Федерации за территориальными органами страхового надзора Федеральной службы страхового надзора» и другие.
В свете указанной системы нормативных актов Закон «О защите конкуренции» предстает как некий правовой стержень, скрепляющий огромное число актов разного уровня. Посредством данного Закона осуществляется непосредственное регулирование рынка финансовых услуг и как следствие на его основе осуществляется государственный надзор за указанной деятельностью.