Государственное регулирование финансовых услуг
Отметим также, что комплекс финансовых услуг включает финансовые институты, производящие эти услуги, и их отношения с ведущими потребителями финансовых услуг, в качестве которых выступают коммерческие и некоммерческие организации, домохозяйства, государственные и муниципальные органы власти.
Финансовые услуги образуют финансовую систему общества. Финансовая система общества рассматривается как совокупность учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и правительству, либо как совокупность финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Однако эти определения, как справедливо отметил А.Л. Загорский, указывают лишь на способ существования, а не на цель функционирования финансовой системы. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта, систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способствующих формированию и использованию финансовых ресурсов.
Государственное регулирование комплекса финансовых услуг базируется на разделении сфер регулирования и соответствующих рисков, повышении роли саморегулируемых организаций финансового рынка.
При этом выделяются следующие элементы финансовой системы:
государственная финансовая политика, определяющая размеры бюджетного дефицита (профицита), государственного долга, денежной массы и инфляции, валютный курс и трансграничное движение капитала;
налоговая политика;
фондовый рынок и биржи;
кредитная система;
инвестиционная и страховая система.
На наш взгляд, к целям государственного регулирования рынков финансовых услуг в Российской Федерации можно отнести следующие:
) проведение единой и эффективной государственной политики в сфере финансовых услуг;
Так, если говорить о правовом регулировании в условиях кризиса экономики в целом и рынка финансовых услуг в частности, то очевидно, что оно должно быть направлено, прежде всего, на обеспечение стабильности, но вместе с тем и на стимулирование роста и развития рынка финансовых услуг за счет сохранения и совершенствования условий конкурентной среды.
) защита интересов потребителей финансовых услуг;
Развитие в России рынка финансовых услуг приводит к вовлечению в него все большего числа физических лиц. Вместе с тем приходится констатировать, что адекватные правовые средства защиты их интересов находятся только в стадии становления. Так, например, нормы антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг выполняют триединую задачу: охрана интересов конкурентов, защита интересов потребителей финансовых услуг и сохранение конкуренции в интересах общества в целом.
) создание благоприятных условий для развития и функционирования рынков финансовых услуг;
Следует отметить, что одним из главных направлений по защите конкуренции является борьба со злоупотреблением доминирующим положением на рынке финансовых услуг, и ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» напрямую запрещает действия, а равно и бездействие занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, которые не допускают, ограничивают, устраняют конкуренцию и (или) ущемляют интересы других субъектов. Само определение доминирующего положения закреплено в ст. 5 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Учитывая специфику функционирования финансовых рынков, для финансовых организаций, в частности для кредитных организаций, установлены отдельные правила по определению и установлению доминирующего положения последних, что делается в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений таким положением.
Условия признания доминирующим положения финансовой организации и правила установления такого положения закреплены Постановлением Правительства РФ № 359. В соответствии с данным Постановлением доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.