Основные принципы налогообложения
Результативность налогового регулирования зависит от его соответствия критериям достаточности и эффективности, которые определяют две оптимально допустимые границы налогообложения: нижнюю и верхнюю. Нижняя граница - уровень потребностей бюджета: налогообложение не может быть ниже предела потребностей бюджета для финансирования основных функций государства. Верхняя - уровень платежеспособности налогоплательщиков: налогообложение не может превышать допустимый предел, так как следствием этого нарушения может быть не только снижение доходов налогоплательщика и соответственно налоговых поступлений, но и его банкротство , а значит, прекращение налоговых поступлений.
Таким образом, достаточность налогообложения означает соблюдение необходимых условий налогообложения для получения налоговых доходов.
Первым ученым, кто сформулировал принципы налогообложения, ставшие классическими, был шотландский экономист и философ А. Смит.
. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.
2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего платить его.
. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог).
На основе этих принципов к настоящему времени сложились следующие концепции налогообложения.
Первая основана на идее, что налог должен быть пропорционален той выгоде, которую получает налогоплательщик от услуги, оказанной ему государством (пример А. Смита: ремонт дорог должен оплачивать тот, кто ими пользуется).
Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода.
Механизм обеспечения эффективности налогообложения должен формироваться, исходя из состояния экономики, качества жизни населения и поставленных обществом задач. Вследствие этого налоговое регулирование в РФ должно быть направлено не только на подъем национальной экономики и ее преобразования, но и выравнивание уровня социально-экономического развития регионов, снижение безработицы, сокращение бедности для обеспечения стабильности общества.
Результативность налогового регулирования следует оценивать по итогам реализации поставленных государством стратегических задач. Цель налогового регулирования развития регионов: рост экономики регионов, формирование местных бюджетов и учет интересов конкретных налогоплательщиков. Здесь возникает конфликт интересов государства, регионов и налогоплательщиков по вопросам распределения налоговых поступлений, уровню налогообложения и использованию капитала. В этой ситуации необходимо определить критерии оценки и систему показателей характеризующих эффективность налогового регулирования.
Таким образом, эффективность налогового регулирования зависит от соблюдения следующих условий:
соответствия используемых налоговых инструментов целям и задачам государства;
соответствия используемых налоговых инструментов уровню развития национальной и региональной экономики и уровню жизни населения;
нецелесообразности преобладания налогов, искажающих оценку факторов производства (например, на фонд оплаты труда);
необходимости применения корректирующих налогов и налоговых инструментов для стимулирования предпринимательской деятельности в ключевых и социально значимых сферах экономики и для достижения самодостаточности регионов;
обеспечения баланса интересов государства, регионов и налогоплательщиков.
Эффективность налогового регулирования должна оцениваться, исходя из роста экономики и улучшения качества жизни во всех регионах РФ. Индикаторами достаточности и эффективности налогового регулирования служат его количественные и качественные показатели, которые взаимосвязаны.