Особенности исполнения расходов федерального бюджета. Органы, осуществляющие исполнение федерального бюджета по расходам
· Качество финансового менеджмента в муниципальных образованиях будет учитываться Минфином России при формировании рейтинга субъектов РФ, характеризующего качество финансового менеджмента в субъектах Федерации.
В последние годы Правительство РФ предприняло ряд важных шагов по реорганизации бюджетного процесса в рамках обширной реформы всего государственного управления. Улучшилось налоговое планирование, достигнута стабильность государственной финансовой системы. Началась работа по соотнесению планируемых расходов с приоритетными направлениями государственной политики, нацеленная на перенос акцента с контроля над затратами на достижение поставленных экономических и социальных целей [21, с. 12].
Одним из направлений бюджетной реформы в России является совершенствование бюджетного процесса на основе внедрения среднесрочного планирования и использования бюджетирования, ориентированного на результат [17, с. 69]. Задаче диверсификации экономики посвящен новый трехлетний бюджет РФ, который можно назвать бюджетом долгосрочной стабильности и предсказуемости, бюджетом диверсификации экономики. В Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию, в котором подводится итог предыдущих лет и задается курс на ближайшие три года и более долгосрочный период, отмечен ряд важнейших задач. Это превращение федерального бюджета в важнейший и эффективный инструмент макроэкономического регулирования. Снижение инфляции до 3-4% и удержание более стабильного курса рубля - важнейшие фундаментальные показатели российской экономики [13, с. 4].
Формирование бюджетного законодательства РФ как специфической отрасли права началось в 90-е г.г. прошлого века. Продолжается оно и сейчас - на нынешнем этапе бюджетной реформы, отличающейся тем, что объектом реформирования выступают одновременно и бюджетная система РФ, и бюджетный сектор экономики, преобразования в котором должны осуществляться одновременно и синхронно с изменениями в механизмах функционирования бюджетной системы РФ. Именно бюджетное законодательство призвано регламентировать не только процессы формирования и порядок распределения бюджетных средств в рамках бюджетной системы страны, но и механизм расходования полученных средств в границах бюджетного сектора экономики, причем вне зависимости от того, к какой конкретной отрасли экономики относится бюджетополучатель и в какой конкретной организационно-правовой форме он функционирует [16, с. 3].
Важными направлениями совершенствования бюджетного законодательства является разработка и принятие нормативных актов, регламентирующих порядок оценки эффективности бюджетных расходов и процедуры контроля за эффективностью затрат. Создание нормативно-правовой базы, позволяющей оценивать и контролировать эффективность государственных расходов, имеет огромное значение. Оно определяется тем, что:
- во-первых, бюджетный сектор занимает высокий удельный вес в составе российской экономики, причем бюджетные расходы постоянно увеличиваются;
- во-вторых, в настоящее время ведется активный поиск наиболее результативных методов реформирования государственных расходов в целях нахождения наиболее эффективных форм финансирования бюджетных затрат [16, с. 9].
Необходимо отметить, что одной из задач правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества, т.е. получение наибольшего объема общественных благ в условиях ограниченности финансовых ресурсов, консолидируемых в бюджете. Это предполагает выполнение, по крайней мере, трех основных условий:
формирование перечня мероприятий, финансируемых из бюджета, в соответствии со степенью их полезности (востребованности обществом);
предотвращение расходов, сверх минимально необходимых для выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета;