Система показателей, характеризующих прибыльность и рентабельность организации

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всех участников бизнеса организации. Например, администрацию организации интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д.[16, с. 28].

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость (рис.1.4.):

Рис. 1.4. Двухфакторная модель рентабельности

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности (рис.1.5.):

Рис. 1.5. Трехфакторная модель рентабельности

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности организаций. Например (рис.1.6.):

Рис. 1.6. Показатели рентабельности продукции

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного (К0) и отчетного (К1) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации определяется по формуле [24, с.167]:

(1.21)

где Р1, P01 - прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;, No - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;, So - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

К - изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

(1.22)

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

(1.23)

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:

(1.24)

Третья группа показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств (рис.1.7).

Рис. 1.7. Показатели рентабельности на основе потоков наличных денежных средств

Данные показатели дают представление о степени возможности организации расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего место денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком "здоровья" финансового состояния организации.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Регулирование отношений лизинга

В наше время в Российской Федерации актуален вопрос обновления основных средств и материально-технической базы предприятий. Практически во всех сферах отечественной экономики изношенность основных средств...  Читать полностью...

Финансы и соцыум