Цели и задачи оценки финансовых результатов
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Рассчитывают абсолютное и относительное отклонение (в коэффициентах или в процентах). Так, расчет изменений в процентах необходим для того, чтобы показать, как объем данного изменения соотносится с базовой величиной показателя. За базу принимают один из предшествующих годов или (при анализе балансов) одну из предшествующих дат (начало года, например).
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых, финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - это расчет отношений данных отчетности, определены взаимосвязей показателей. Относительный показатель имеет ценность, однако применение коэффициентов не заменяет собой изучение основных, принципиальных данных. Коэффициенты - это ориентиры, упрощенные характеристики, помогающие оценивать финансовое положение и основную деятельность компании и сравнивать их с собственными показателями прошлых лет или с показателями других компаний. Главная цель коэффициентов - выявление областей дальнейшего исследования. Применять их следует в сочетании с рассмотрением общих вопросов и условий деятельности компании.
Сравнение - важнейший метод экономического анализа. Сравнение- это прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. В широком смысле слова сравнение присуще каждому экономическому расчету. Мы же рассматриваем сравнение как аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений, их развитие и степень достижения эффективности в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Графический метод - масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур. Метод имеет большое иллюстративное значение, обеспечивает наглядность и простоту восприятия и усвоения полученной информации. При его применении составляются столбиковые, круговые, линейные, координатные и другие графики. Они используются для изучения степени выполнения планов, динамики показателе данных ведущих предприятий и т. п. Графики должны быть точными и строятся в соответствии с установленном масштабом, в то же время их не следует перегружать информацией.
Табличный метод также широко используется в практике экономического анализа. Это рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему суждений, выраженных языком цифр.