Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности
Управление дебиторской задолженностью - специфическая функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. И прежде всего, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).
Важно не допустить дальнейшего роста доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов предприятия - это может повлечь за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности оплачивать свои обязательства перед кредиторами.
Управление дебиторской задолженностью включает в себя несколько основных задач:
. предварительная проверка дебитора на начальном этапе сотрудничества
. планирование допустимых лимитов дебиторской задолженности
. финансирование дебиторской задолженности
. учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
. взыскание просроченной дебиторской задолженности
. претензионная работа с недисциплинированными дебиторами
Таким образом, для того чтобы эффективно совершенствовать политику управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность выполнения каждой из этих задач.
Заключение
Дебиторская задолженность - это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.
ООО «Лесопромышленный комплекс» является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации хозяйственной и коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынке, для удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.
Дебиторская задолженность ООО «ЛПК» представлена следующими категориями: расчеты с покупателями и заказчиками - 31,7% (в среднем за 3 года); авансы выданные (предоплата за продукцию) - 64,2%; расчеты с прочими дебиторами - 4,1%. Увеличение статей дебиторской задолженности обусловлено слишком высокими темпами наращивания объема продаж в предприятии.
Особенностью ООО «ЛПК» является то, что у предприятия нет долгосрочной дебиторской задолженности, а имеется только краткосрочная (нормальная), то есть платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Это свидетельствует о том, что покупатели своевременно расплачиваются за отгруженную продукцию.
Величина дебиторской задолженности самая высокая у основных дебиторов-покупателей, так как они имеют с ООО «ЛПК» постоянные, устойчивые связи и поэтому вызывают доверие. Это позволяет кредитовать их отпуском продукции в долг без особого риска для предприятия.
В предприятии есть неоправданная или просроченная краткосрочная дебиторская задолженность сроком свыше 3-х месяцев, ее доля составляет 1,9%, это объясняется тем, что предприятие оплатило денежные средства поставщику за продукцию, но она в течение 3-х месяцев данная продукция не поступила, т.о. образовалась просроченная дебиторская задолженность.
Задачами управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛПК» являются:
формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
определение возможной суммы оборотных активов отвлекаемых в дебиторскую задолженность по авансам выданным;
формирования условий обеспечения взыскания задолженности;
формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами.
В целях контроля за сроками погашения дебиторской задолженности ООО «ЛПК» ранжирует ее по срокам возникновения применяя следующую группировку в днях: до 30 дней, от 30-60 дней, от 60-90 дней и более 90 дней.
Поскольку предприятие уже давно существует на рынке, и у него сложился определенный статус, поэтому покупатели, сотрудничая с ним, стараются вовремя или как можно раньше погасить свою задолженность.
Анализируя полученные коэффициенты оборачиваемости, можно заметить, что за анализируемый период оборачиваемость дебиторской задолженности в 2007г и 2009г составила 2 оборота, а в 2008г 5 оборотов. Это привело к увеличению времени ее обращения, или среднего периода инкассации (СПИ) с 73 дней в 2008 г. до 183 дней в 2009 г., что повысило риск ее непогашения. То есть средний промежуток времени, который требуется для того, чтобы предприятие, реализовав свою продукцию, получило деньги, равен в отчетном периоде 183 дня. Немаловажным этапом анализа дебиторской задолженности является сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности. За анализируемый период это соотношение сократилось на 2,43 пункта. Это свидетельствует о том, что ООО «ЛПК» отвлекает из своего оборота больше средств, чем привлекает в него, что говорит о нерациональном расходовании предприятием своих ресурсов. Кроме того, это создает угрозу его финансовой устойчивости.