Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
Политика управления дебиторской задолженностью часто называют политикой по отношению к покупателям продукции. Основные этапы управления дебиторской задолженностью предусматривают проведение анализа задолженности в предшествующем периоде, формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции, разработку процедуры индексации дебиторской задолженности и построение системы контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности. [7].
Основной задачей анализа является оценка уровня дебиторской задолженности и его динамика в предшествующем периоде. Контроль включает ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней и свыше 120 дней. Изучая поведение дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде, используют относительные показатели, рассчитанные показатели по отчетному году сравнивают с такими же показателями предыдущих периодов.
Кредитная политика представляет собой комплекс решений, состоящий из четырех элементов:
Срок кредита - время, которым располагают покупатели, прежде чем им придется заплатить за свои покупки.
Скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи.
Стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов, покупающих в кредит.
Политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода компании к клиентам, задерживающим платежи [1].
В мировой практике финансового менеджмента применяется три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:
) Консервативный направлен на минимизацию кредитного риска, который является приоритетным. Предприятие стремится сократить круг покупателей в кредит, в первую очередь, за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера; ужесточения условий предоставления кредита и повышения ее стоимости, а также за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.
) Умеренный - ориентирован на средний уровень кредитного риска и более мягкие условия предоставления кредита.
) Агрессивный предусматривает максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, несмотря на высокий уровень кредитного риска.
На практике, чтобы максимально снизить вероятность безнадежных долгов, необходимо правильно оценить платежеспособность покупателей, их кредитную историю и пр. В этом случае единственным способом держать ситуацию под контролем являются обоснованный выбор и применение системы контроля счетов к получению [9] .
Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:
- Сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования (предоставление покупателям скидки с цены товара) с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции (предоплата или продажа в кредит);
- Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности.
Формирование условий предоставления коммерческого кредита включает в себя определение следующих параметров:
- Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его сроков и системы скидок.
- Определение гарантий предоставления кредита самый простой способ продажи товаров - это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи.