Источники прихода байт-уль-мал
Постоянными источниками байт-уль-мал являются трофеи, поземельный налог (харадж), подушный налог (джизья) и ушр, все виды ресурсов общественной и государственной собственности, пятая часть риказа, полезные ископаемые и доходы, полученные посредством закята. Однако, имущество, полученное путем закята, собирается в байт-уль-мал в отдельным месте и расходуется строго на восемь упомянутых в Коране категорий людей, невзирая на существование других дел государственной и национальной значимости. Но правителю позволяется отпускать их согласно своему усмотрению и иджтихаду на тех, кого он пожелает из этих восьми категорий. Так он может предоставить эти средства только нескольким категориям, а также и на все категории. Аналогично этому доходы общественной собственности собираются в особом отделе байт-уль-мал, не перемешиваясь с другими, поскольку они являются владением всех мусульман, которое отпускает халиф в интересах мусульман согласно своему усмотрению и иджтихаду в рамках шариатских законов. Другое имущество, принадлежащее байт-уль-мал, хранится вместе и расходуется на государственные и народные дела, на восемь категорий людей и на все, что считает государство необходимым для него. Также государство имеет право наложить дополнительные налоги на мусульман для покровительства возложенным делам в случае недостаточности имущества для покрытия нужд своих граждан. Форма наложения налогов зависит от обязанностей, установленных шариатом для мусульман. Если выполнение какого-либо действия является обязательным для всех мусульман и для осуществления его государством необходимы затраты, то государство имеет право наложить
на мусульман налоги, чтобы восполнить все затраты. Если же это дело не является обязательным для всех мусульман, как, например, погашение задолженности усопшего, то государство не имеет право налагать какие-то налоги, чтобы погасить его долги. Поскольку в случае отсутствия достаточных средств, для этого в байт-уль-мал, государство не обязано делать это. Следовательно, государство имеет право взыскивать налоги в определенных положениях:
) для покрытия обязательных расходов, возложенных на байт-уль-мал в отношении бедных, нищих, путников и исполнения обязательности джихада;
) для покрытия обязательных расходов, возложенных на байт-уль-мал в виде денежного возмещения служащим, содержание армии и т.п.;
) для покрытия обязательных расходов, возложенных на байт-уль-мал в виде общественного интереса и пользования без какого-либо денежного возмещения, как, например, водоснабжение, строительство дорог, мечетей,
школ, больниц и другие дела, наличие которых считается необходимостью;
) для покрытия обязательных расходов, возложенных на байт-уль-мал в виде первый помощи, как, например, в стихийных бедствиях, постигших мусульман от наводнения, землетрясения, голода, вражеской агрессии и т.п.;
) для погашения задолженностей, взятых государством в долг для осуществления обязанности, возложенной на всех мусульман на что-либо из четырех вышеупомянутых пунктов, или их ответвлений. Также источником дохода байт-уль-мал, расходуемого в интересах граждан является пошлина, взимаемая с торговцев вражеских стран, союзников, и имущество, получаемое из общественной или государственной собственности, а также имущество, оставшееся от усопшего, не имеющего наследников. Если имущество, находящееся в байт-уль-мал превысит сопутствующие ему расходы, то это следует рассмотреть. Если излишество появилось в результате трофеев, то оно распределяется среди народа. Если же оно появилось от джизьи и харадж, то оставляется для стихийных бедствий, постигших мусульман, и с тех, кто должны платить, не снимается обязанность выплаты.
Потому что шариатский закон вменяет в обязанность сбор джизьи с неверных и харадж за землю по возможности. Если излишество появилось в результате закята, то хранится в байт-уль-мал, и расходуется только при появлении кого-нибудь из восьми категорий. Если излишество появилось из того, что возложено на мусульман, то выплата, его с них снимается.