Методы оценки налогового потенциала регионов
В методике расчета трансфертов бюджетного фонда финансовой помощи регионам (ФФП Р) для оценки уровня бюджетной обеспеченности региона используется относительный показатель валовых налоговых ресурсов (ВНР). Удельные ВНР регионов равны произведению прогнозируемого среднего уровня доходов субъектов Российской Федерации на душу населения на индекс налогового потенциала (ИНН) данного субъекта Российской Федерации. ИНН представляет собой количественную оценку возможностей экономики региона с учетом ее структуры и уровня развития генерировать налоговые доходы и рассчитывается на основе показателя валового регионального продукта.
Чтобы привести удельные валовые налоговые ресурсы регионов в сопоставимый вид, ВНР каждого региона делится на индекс бюджетных расходов (ИБР). Показатель ИБР отражает, во сколько раз больше или меньше средств по сравнению со среднероссийским уровнем нужно затратить для производства в данном регионе базового объема бюджетных услуг с учетом: районного коэффициента к зарплате, уровня цен, продолжительности отопительного сезона, структуры населения и других объективных факторов.[6]
Так, в частности, в число факторов, увеличивающих расходные потребности субъектов Российской Федерации, включены транспортная доступность и уровень тарифов на электроэнергию. Это позволило добиться более объективного распределения средств, ранее выделявшихся целевым порядком, на финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (так называемый северный завоз) и компенсацию повышенных тарифов на электроэнергию для территорий Дальнего Востока и Архангельской области.
Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами. Так, база налога на прибыль организаций - это сумма налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными в регионе организациями. Другие примеры налоговых баз: доходы физических лиц (образующие налоговую базу подоходного налога с физических лиц), стоимость, добавленная в процессе производства (НДС), стоимость налогооблагаемого имущества (налог на имущество) и т. д. Очевидно, что налоговый потенциал пропорционален совокупной налоговой базе региона.
В настоящее время в Российской Федерации в качестве меры налогового потенциала регионов используется показатель платежей, фактически собранных в базовом 1991 году, с корректировкой на последующие изменения в законодательстве. Использование данных за базовый год минимизирует влияние временного фактора, поскольку платежи, собранные в регионе в текущем периоде, не оказывают определяющего влияния на получаемые регионами трансферты. Однако метод пересчета показателей базового года не исключает возможности субъективного подхода, в результате чего система расчета межбюджетных трансфертов оказывается не вполне «прозрачной». Использование данных по базовому году также не способствует стимулированию регионов, проявляющих недостаточную финансовую активность.
Наиболее очевидный источник доходов регионального бюджета - доходы проживающих в этом регионе налогоплательщиков, - напрямую связан с одним из показателей относительного уровня налогового потенциала региона: среднедушевыми доходами населения региона. Его основное преимущество - это простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам Российской Федерации, ежегодно публикуемых Госкомстатом России. При этом простота показателя среднедушевых доходов является и его главным недостатком. В современной России, где теневая экономика имеет разный удельный вес в экономике отдельных регионов, статистика среднедушевых доходов далеко не всегда отражает истинное положение дел; поэтому данный показатель неадекватно отражает способность регионов генерировать бюджетные доходы. Например, не учитывается возможность региональных властей облагать налогом экономические ресурсы, принадлежащие нерезидентам. В то же время если в регионе сильно развит туризм, то он создает условия для увеличения объемов налоговых поступлений за счет налога с продаж, гостиничных сборов и т.д., однако такие дополнительные доходные источники у регионального бюджета могут не отражаться существенно на доходах его жителей, т. е. на среднедушевом доходе. Учитывая огромные размеры нашей страны и степень диверсификации всей национальной экономики, измерить такой показатель достаточно трудно.[13]