Налоговое прогнозирование, виды и методы налогового планирования на макроуровне
При планировании поступлений по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.
Важнейшее условие качественного перспективного планирования - это достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода (месяца, квартала, полугодия, года), что в свою очередь требует использования сопоставимых фактических данных.
Налоговое планирование (прогнозирование) делится на текущее и перспективное. К текущему планированию относится оперативное и краткосрочное планирование сроком на 1 - 1,5 года. Планирование на среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (до 10 лет) периоды относится к перспективному.
Текущее налоговое прогнозирование осуществляется по Российской Федерации в целом и на уровне ее субъектов, перспективное налоговое прогнозирование, как правило, - по Российской Федерации. Текущее, или краткосрочное, прогнозирование является основой разработки проектов соответствующих бюджетов на год и осуществляется по всем налогам и сборам.
Перспективное прогнозирование учитывает всю совокупность налогов и сборов, осуществляется в целом по налоговым и неналоговым доходам и в большей степени зависит от макроэкономических параметров развития экономики.
Оперативное налоговое прогнозирование проводится на месяц или квартал, и его цель - разработать прогноз реальных поступлений налогов и сборов в этих периодах. Этот прогноз служит определенной базой для налогового планирования, поскольку в ходе оперативного прогнозирования выявляются уровни собираемости налогов и сборов, состояние задолженности по налоговым платежам, динамика выпадающих доходов и т. д.
Краткосрочное прогнозирование на очередной календарный год исходит из параметров социально-экономического развития страны и субъектов Российской Федерации. Эти показатели не разрабатываются, а критически оцениваются налоговыми органами.
Прогнозирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение, поскольку нереальность годовых прогнозных оценок вызовет в последующем трудности в мобилизации налоговыми органами запланированных доходов в бюджетную систему либо, что бывает реже, при заниженном объеме ожидаемых налоговых поступлений неоправданно высокое перевыполнение установленных заданий отдельными субъектами.
На базе текущих прогнозных оценок осуществляется налоговое планирование, представляющее собой разработку и доведение до налоговых органов по субъектам Российской Федерации индикативных показателей (заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему в определенном периоде (год, месяц, квартал).[7]
Прежде чем приступить к оценке и прогнозу (планированию) налоговых поступлений, необходимо провести всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также проанализировать тенденции, складывающиеся в социально-экономическом развитии. Данное требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.
В налоговой практике существуют виды прогнозирования налоговых поступлений:
детерминистические прогнозы налоговых поступлений;
прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;
прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными.
Детерминистический подход построения прогнозов налоговых поступлений наиболее часто реализуется через условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».
Условный метод используется для получения прогнозных значений агрегированных поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения. Существует два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.
Статистические модели прогнозирования налоговых поступлений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности изменения структуры налогов. Для составления прогнозов с помощью статистических моделей требуются данные о налоговых поступлениях и их базах по каждому из рассматриваемых типов налогов. В этих данных уже отразилась та часть изменения налоговых поступлений, которая была вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов, и то, что было обусловлено изменениями в налоговом законодательстве и налоговом администрировании. Дифференциация этих эффектов является определяющим для статистических моделей прогнозирования налоговых поступлений. Разделить эти эффекты можно различными способами. В частности, можно использовать текущую стоимость налоговых ставок по базам налогообложения предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления для текущей структуры налогов. Такому подходу требуется детальная информация по базам налогообложения, поэтому для большинства развивающихся стран он неприемлем. Другой подход основан на построении скорректированных временных рядов налоговых поступлений с учетом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникавших на всем временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, для построения скорректированных баз налогообложения необходима только информация, касающаяся объема поступления налогов и сборов. Эти скорректированные налоговые поступления в основном будут реагировать только на изменения объема налогооблагаемых доходов (или расходов), поскольку система налогообложения остается неизменной на исследуемом периоде.[12]