Методика анализа финансовой устойчивости предприятия
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
метод финансовых коэффициентов;
сравнительный анализ;
факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Существующие методы проведения анализа подразделяются на общие, частные, методики анализа использования каждого вида производственных ресурсов, методы изучения частных и обобщающих показателей эффективности использования капитала, текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, финансового состояния и его прогнозирования.
В зависимости от видов экономического анализа можно выделить следующие методы его проведения:
на уровне предприятия: внутриотраслевой, внутрицеховой, цеховой, анализ на уровне производственных объединений и отраслей;
функционально-стоимостный, финансово-экономический, оперативный (ежедневный, декадный, недельный), предварительный, текущий и итоговый;
эффективности использования основных и оборотных средств, формирования средств и источников средств, прибыли и рентабельности, объема и реализации продукции.
Анализ финансового состояния - анализ, в процессе которого выявляется обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального течения производственной деятельности, целенаправленность их размещения и использования, четко определяются финансовые взаимоотношения с другими субъектами хозяйствования, платежеспособность самого предприятия и его рыночная устойчивость.
Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственно-финансовой деятельности, на основе которых составляются планы и делаются прогнозы на будущее. Производственная деятельность во многом зависит от финансового состояния.
Главная цель финансовой деятельности - решить где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимальной прибыли.
Основная задача анализа - своевременное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности, нахождение резервов улучшения финансового состояния предприятия, платежеспособности.