Перспективы реформирования межбюджетных отношений в РФ
Предложения правительства по реформированию:
во-первых, четко разделить расходные полномочия так, чтобы всем было предельно ясно, кто и за что отвечает;
во-вторых, закрепить стабильные доходные источники, отвечающие расходным полномочиям;
в-третьих, обеспечить объективное и «прозрачное» бюджетное выравнивание, перераспределение ресурсов между регионами.
В настоящее время региональные и местные бюджеты перегружены так называемыми «нефинансируемыми мандатами» - финансовыми обязательствами, возложенными на них решениями вышестоящих властей без предоставления источников финансирования. Необходимо упорядочить и даже сократить значительную часть этих «мандатов», прежде всего - в части различных малообоснованных льгот.
Ставится задача провести так называемое «вертикальное выравнивание» с тем, чтобы обеспечить каждому уровню бюджетной системы источники финансирования, отвечающие их ответственности и функциям. А для этого необходимо оценить объективные потребности каждого уровня бюджетной системы (в целом) в финансовых ресурсах, откорректировать разграничение налоговых полномочий. Планируется откорректировать систему «горизонтального выравнивания» (распределение финансовой помощи между дотационными регионами и муниципалитетами из бюджетов «верхнего уровня»).
Начиная с 2000 г. финансовая помощь субъектам РФ согласно правительственной Концепции распределяется через три фонда:
Фонд финансовой поддержки (текущая помощь);
Фонд регионального развития (инвестиции и выравнивание обеспеченности объектами инфраструктуры);
Фонд развития региональных финансов (поддержка бюджетных реформ на местах).
межбюджетный отношение бюджет финансовый помощь