Анализ формирования и использования внебюджетных средств
В распоряжении бюджетных учреждений кроме бюджетных средств могут быть и те средства которые у них образуются за счет платных услуг. Все дополнительные средства, которые получены помимо бюджета, проходят по сметам внебюджетных (специальных) средств.
Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности бюджетных учреждений или эксплуатации принадлежащих им зданий, помещений и инвентаря. Значение каждого вида внебюджетных средств в отдельности определяется важностью осуществляемых за счет них мероприятий.
Доходы, получаемые от хозяйственной деятельности, не включаются в государственный или местные бюджеты и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Бюджетные учреждения, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств по имеющейся утвержденной министерством финансов форме.
В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующем виду средств в планируемом году.
В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с распределением их по статьям бюджетной классификации.
Расходы по смете доходов и расходов по внебюджетным средствам не могут превышать суммы, предусматриваемой в доходной части сметы.
К смете доходов и расходов по внебюджетным средствам прилагаются расчеты показателей работы учреждения, которые влияют на объемы доходов и расходов по внебюджетным средствам, расчеты по доходам, расчеты по расходам по каждой статье, подстатье, элементу, а также пояснительная записка.
Содержание анализа исполнения сметы специальных средств определяет следующие его задачи:
) анализ производственных показателей по каждому конкретному специальному средству;
) анализ соответствия сумм полученных доходов су мам осуществленных расходов;
З) изучения соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам специальных средств;
) разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования специальных средств а также производственно-хозяйственной деятельности.
В качестве источников информации анализа используются: смета доходов и расходов по каждому специальном средству; отчет об исполнении сметы доходов и расход; по внебюджетным средствам; подробные расчеты, обоснования как доходов, так и расходов по статьям бюджетной классификации; отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам, пояснительная записка.
При проведении анализа внебюджетных средств и изводится проверка правильности образования и использования специальных средств. Для этого проводится
) проверка наличия документов на открытие или образование того или иного внебюджетного средства со стороны вышестоящих органов;
2)
при проверке правильности применения тех или иных норм, цен, тарифов, которыми должно пользоваться само бюджетное учреждение в своей основной деятельности;
З) проверка соответствия сумм полученных доходов суммам произведенных расходов. В случае недополучения доходов должна быть сокращена расходная часть по конкретному виду внебюджетных средств;
) проверка наличия случаев передвижения сметных назначений из сметы одного вида специальных средств в смету другого вида специальных средств, что категорически не допускается.
Изучение исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам начинается с анализа источников их образования. Это обусловлено тем, что формирование спецсредств в бюджетных учреждениях осуществляется в пределах разреженных видов деятельности. Поэтому изучение источников их образования связано с проверкой правильности получения доходов. С этой целью поименованный в отчете вид внебюджетных средств и источники поступлений сверяются с их утвержденным перечнем.
В процессе анализа устанавливается состав специальных средств учреждения я выполнение плана по поступлениям текущего года в целом и по каждому их виду. Анализ образования спецсредств каждого вида имеет особенности, обусловленные характером спецсредств, производственных показателей для определения размера поступлений. При этом учитывается, что в доходную часть сметы и отчета включаются сведения о поступлениях и источниках денежных средств, остатки денежных средств по каждому виду спецсредств на текущем счете на начало планируемого года в смету не включаются. Остатки материальных ценностей также не отражаются в доходной части.
Необходимо проанализировать структуру поступлений как по утвержденной смете так и по ее исполнению. Это можно сделать по данным таблицы 7.
Таблица 7. Анализ структуры поступлений внебюджетных средств за 2010 год
Источники средств |
по утвержденной смете |
исполнение сметы |
отклонение от сметы | |||
сумма, тыс.руб |
% к итогу |
сумма, тыс.руб. |
% к итогу |
по сумме |
по уд. весу | |
Проведение мероприятий |
1054400 |
88,2 |
1047400 |
88,5 |
-7000 |
+0,30 |
Изготовление печатной продукции |
13300 |
1,11 |
11100 |
0,9 |
-2200 |
-0,21 |
За сдачу в аренду помещения |
20300 |
1,71 |
19200 |
1,6 |
-1100 |
-0,1 |
Прочие поступления |
107500 |
8,99 |
106200 |
9,0 |
-1300 |
+0,01 |
Всего поступлений |
1195500 |
100,0 |
1183900 |
100,0 |
-11600 |
- |